Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие молодого человека. Поэтому работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Департамент образования и науки Кемеровской области
Военно-патриотический центр «Вымпел-Кузбасс»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ И ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОБОРОННО-СПОРТИВНЫЙ СЛЕТ
«ЮНЫЙ ПОГРАНИЧНИК»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 14 дней
Департамент образования и науки Кемеровской областиВоенно-патриотический центр «Вымпел-Кузбасс» |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ И ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ОБОРОННО-СПОРТИВНЫЙ СЛЕТ «ЮНЫЙ ПОГРАНИЧНИК» Возраст обучающихся: 12-17 летСрок реализации: 14 дней |
г. Кемерово, 2019
Содержание
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»……………3
- Пояснительная записка…………………………………………………….3
- Цель и задачи программы………………………………………………….6
- Учебно-тематический план……………………………………………….7
- Содержание программы………………………………………………….10
- Планируемые результаты………………………………………………..14
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»…….17
2.1. Условия реализации программы…………………………………………..17
2.2. Формы аттестации…………………………………………………………..18
2.3. Оценочные материалы………………………………………………………19
2.4. Методические материалы…………………………………………………..22
2.5. Список литературы………………………………………………………….35
Приложение 1 Понятийный аппарат………………………………………………37
Приложение 2 Календарный учебный график…………………………………….41
Приложение 3Уровень физической подготовленности……………………..44
Приложение 4Нормативы по физической подготовке………………………45
Приложение 5Разрядные нормы по пулевой стрельбе………………………46
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Как сказал В.В. Путин: «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Изменения политической обстановки в мире требуют укрепления мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
В настоящее время в нашей стране активно возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой наряду с традиционными задачами подготовки молодежи к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии учителя, социального работника, врача, спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных органов и другие социально-значимые профессии.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие молодого человека. Поэтому работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.
Одним из связующих звеньев в области патриотического воспитания, кроме внеклассной работы в школе является дополнительное образование школьников: военно-патриотические клубы, профильные классы, специализированные программы всероссийских детских Центров.
На Всероссийском семинаре-совещании руководителей патриотических объединений, который проходил в Москве, в Кремле в октябре 2015 года, была принята за основу образовательная программа патриотического воспитания «Служу Отечеству» (Военно-патриотический центр «Вымпел»), которая является базовой для всех патриотических клубов, комплексной по-своему содержанию, и взята за основу программы смены.
Программа «Юный пограничник» по уровню усвоения – ознакомительный. Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 17 лет. В программе «Юный пограничник» примут участие 100 подростков, участников военно-патриотических объединений, а также воспитанников социально-реабилитационных центров и коррекционных учреждений Кемеровской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе состоящих на учете по делам несовершеннолетних.
Программа реализуется на территории Центра активного отдыха «Солнечный» МАУ «Отдых» (Кемеровская область) в период с 25 июля 2019 года по 07 августа 2019 года.
Данная программа является краткосрочной. Она рассчитана на 1 смену (14 дней).
Учебный план рассчитан на 83 часа теоретических и практических занятий (4- 6 часов в день), которые распределены таким образом, чтобы происходила смена видов деятельности. Обучающиеся распределены по взводам (отрядам) по возрастному и гендерному принципу в количестве 30 человек.Взводы будут состоять из подростков, представляющих разные клубы и учреждения. Все обучающиеся будут разделены на три взвода: 1 – дети 12-13 лет; 2 – 14-15 лет; 3 – 16-17 лет. В каждый взвод входят два расчета: 1 расчет – мальчики (юноши), второй – девочки (девушки).
Учебно-воспитательная деятельность включает в себя как учебные занятия по расписанию, так и беседы, интеллектуальные и творческие конкурсы, утренние и вечерние сборы, сюжетно-ролевые и военно-тактические игры.
Расписание учебно-тренировочных занятий составляется таким образом, чтобы происходила смена видов деятельности. Продолжительность занятия – 45 минут.
Участие в программе «Юный пограничник» даст возможность обучающимся получить новые знания, закрепить на практике полученные во время учебной деятельности навыки по безопасности жизнедеятельности. Активный отдых позволит участникам профильной смены оздоровиться и отдохнуть, заложит позитивную мотивацию на предстоящий учебный год.
АктуальностьПрограммы мы видим в следующем:
- Предложенная Программа дает подросткам возможность в течение 14 дней, придерживаясь распорядка дня военнослужащих, познакомиться на практике с воинской службой, привыкнуть к элементам армейского порядка, выработать практические навыки и умения, необходимые в дальнейшей службе.
- В ходе реализации Программы обучающиеся имеют возможность повысить уровень физической подготовки, закалить характер и испытать силы.
- Программа «Юный Пограничник» – это организация занятости подростков в летнее время, привлечение их к участию в культурно-массовых и патриотических мероприятиях, а также хорошая форма профилактики правонарушений и преступлений среди подростков.
- Организация правильного режима дня, сбалансированное пятиразовое питание, чередование учебных занятий и отдыха, оптимальные физические нагрузки помогают воспитанникам осознать ценность здорового образа жизни.
- Цель и задачи программы
Цель– создание условий для формирования у подростков социально активной позиции, активной позиции гражданина и патриота, обладающего чувствами национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите через участие в деятельности военно-патриотической направленности в условиях детского лагеря.
Задачи:
- Включить подростков в деятельность, направленную на знакомство с базовыми знаниями в области: начально-военной подготовки, изучения истории и культуры Отечества и Вооружённых сил Российской Федерации, физической культуры, основ туристской деятельности и ориентирования на местности, оказания первой медицинской помощи.
- Способствовать развитию активной гражданской позиции и социальной активности подростков через развитие духовно-нравственных ценностей: чувства патриотизма, верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите.
- Повысит уровень восприятия и обработки получаемой информации, аналитической деятельности.
- Повысить интерес подростков к получению воинских специальностей.
- Организовать деятельность, направленную на освоение подростками способов эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в рамках коммуникативной и организаторской деятельности.
- Включить подростков в работу, направленную на использование приобретенных знаний и опыта в целях привлечения их к участию в общественно значимых проектах и военно-патриотической направленности в Кемеровской области.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I. | «История России и её армии»Церемония открытия и закрытия сменыТематический костёр «Я – патриот»Интеллектуальный вечер «Многоликая Россия» | 4 | 1 | 3 | Тест |
II. | «Ратные подвиги защитников Отечества»Встречи с ветеранами и действующими сотрудниками силовых структур | 2 | 2 | 0 | Беседа |
III. | Формирование основ туристской подготовки | 6 | 2 | 4 | Наблюдение, демонстрация полученных знаний |
1. | Обучающие занятия по туризму | 2 | |||
2. | Туристская тропа | 2 | |||
3. | Веревочный городок | 2 | |||
IV. | Основы воинской службы. | 23 | 2 | 21 | |
1. | Выработка строевых навыковОбучающие занятия по строевой подготовкеСтроевой конкурс «Пост№1» | 8 | 8 | Результаты конкурса | |
2. | Знакомство с устройством боевого оружия. Отработка навыков пулевой стрельбы. | 4 | 1 | 3 | Сдача зачетов |
3. | Отработка навыков ведения боевых действий. | 5 | 5 | Наблюдение, зачётная игра | |
3. | Основы оказания своевременной и правильной медицинской помощи | 3 | 1 | 2 | Наблюдение, зачётная игра |
4. | Основы ориентирования на местности в любой обстановке | 3 | 3 | Зачётная игра | |
V. | Здоровый образ жизни. Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой | 15 | 2 | 13 | Награждение грамотами, дипломами, наблюдение,сдача норм |
1. | Спорт-час | 6 | |||
2. | Занятие с элементами видео-лектория по профилактике употребления интоксикантов. | 2 | |||
3. | Подвижные игры | 4 | |||
4. | Зачётная сдача спортивных нормативов | 3 | |||
VI. | Военно-спортивная подготовка подростков. | 4 | 0 | 4 | Грамоты, дипломы |
VII. | Конкурс, как способ демонстрации достижений и обмена опытом | 6 | 0 | 6 | Награждение грамотами, дипломами, наблюдение, продукты деятельности |
VIII. | Лидер и лидерский потенциал. Командообразование | 2 | 0 | 2 | Наблюдение |
IX. | Общение как способ эффективного взаимодействия и саморазвития подростков | 2 | 0 | 2 | Наблюдение |
X. | Коллективный анализ деятельности: формы и способы | 8 | 0 | 8 | Наблюдение |
XI. | Основы проектно – исследовательской деятельности | 3 | 3 | 0 | Наблюдение, анализ системы стимулирования, реализация проекта |
XII. | Приёмы создания благоприятного эмоционального климата в коллективе | 4 | 0 | 4 | Наблюдение, диагностика |
XIII. | Развитие творческого потенциала подростков, художественно-эстетического восприятия окружающего | 4 | 0 | 4 | Выступления |
ИТОГО: | 83 | 12 | 71 |
- Содержание программы
Раздел I. «История России и её армии».
В рамках этого раздела подростки познакомятся с историей армии, государственными и национальными символами. Раздел включает в себя: церемонию открытия и закрытия смены,тематический костёр «Я – патриот»,интеллектуальный вечер «Многоликая Россия».
Раздел II. «Ратные подвиги защитников Отечества».
Встречи с ветеранами и действующими сотрудниками силовых структур, на которых подростки смогут обсудить темы военно-патриотического воспитания.
Раздел III. «Формирование основ туристской подготовки».
Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Использование специального снаряжения: страховочная система, веревки, карабины и т.д. Узлы: «простой» и «двойной проводники», «восьмерка», «прямой», «схватывающий», «встречный» и другие узлы. Техника вязания узлов. Практическая отработка навыков будет происходить во время проведения туристической тропы и на веревочном городке.
Раздел IV. «Основы воинской службы.
Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Обязанности солдата. Понятие о воинской дисциплине. Поощрения и дисциплинарные взыскания. Обязанности лиц внутреннего наряда. Обязанности караульного и часового на посту, обязанности руководящего. Обучаемый должен иметь представление об уставах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Выработка строевых навыков. Обучающие занятия по строевой подготовке. Строевой конкурс «Пост №1».
Что такое строй, виды строев, обязанности солдата перед построением и в строю. Команды, используемые для управления строем. Подход к начальнику и отход от него. Воинское приветствие на месте и в движении, в составе строя и одиночно. Строевые приемы с оружием.
Знакомство сустройством боевого оружия. Отработка навыков пулевой стрельбы.
Материальная часть автомата Калашникова. Основные правила стрельбы, меры безопасности при проведении учебных стрельб Учебные стрельбы из пневматического оружия и метание в цель учебных гранат из различных положений. Отработка навыков на лазерном тренажёре.
Отработка навыков ведения боевых действий.
Характеристика своевременного общевойскового боя. Средства, применяемые для поражения противника в ходе боя. Виды боя и их характеристики. Боевая готовность. Условия для успешного выполнения боевой задачи. Огневое поражение противника и применение маневра. Взаимодействие в бою. Походный и боевой порядок отделения. Боевое обеспечение. Управление отделением в бою. Обязанности солдата в бою.
Основы оказания своевременной и правильной медицинской помощи.
Симптомы солнечного и теплового удара. Правила оказания доврачебной помощи. Виды переломов. Виды повязок. Транспортировка пострадавшего. Виды и степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах и переломах. Виды ранений. Виды кровотечений. Правила поведения на водоёмах. Правила спасения утопающего. Первая медицинская помощь. Самопомощь при переломах, вывихах, растяжениях, кровотечениях, огнестрельных и осколочных ранениях, отравлениях, ожогах, тепловых и солнечных ударах.
Основы ориентирования на местности в любой обстановке.
Правила определения сторон света по компасу, небесным светилам, местным предметам. Виды топографических карт и применяемые условные обозначения. Определение магнитного азимута на местный предмет. Движение по азимутам.
Раздел V. «Здоровый образ жизни. Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой».
Занятие с элементами видео-лектория для подростков по профилактике употребления интоксикантов. Обучающее занятие физкультурно-оздоровительной направленности: утренняя зарядка, пробежки, бассейн, скалолазание, спортивные часы, подвижные игры. Зачётная сдача спортивных нормативов. Подростки познакомятся с технологией проведения зарядок, историей олимпийского движения. Познакомятся с различными видами спорта и технологией судейства спортивных игр.
РазделVI. «Военно-спортивная подготовка подростков».
Комплексная сюжетно-ролевая военно-тактическая игра «На страже границы».
Раздел VII. «Конкурс, как способ демонстрации достижений и обмена опытом».
Подростки познакомятся с технологией организации конкурса, примут активное участие в конкурсных программах смены, таких как: конкурс боевых листовок, конкурс строя, творческих конкурсах самодеятельности, интеллектуальных конкурсах.
Раздел VIII. «Лидер и лидерский потенциал. Командообразование».
Подростки познакомятся с технологией командообразования, смогут оценить свои лидерские способности, проявить коммуникативные и организаторские навыки. Научатся организовывать свою деятельность и деятельность коллектива. Форма занятия интерактивный тренинг.
Раздел IX. «Общение как способ эффективного взаимодействия и саморазвития подростков».
Тематические костёр Специальный комплексный тренинг. Подростки познакомятся друг с другом, формами взаимодействия и способами общения. Получат навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Раздел X. «Коллективный анализ деятельности: формы и способы».
«Свечки». Вечерние сборы взводов. Взводные дела. Итоговый сбор взвода. Итоговые сборы советов. Итоговый сбор лагеря. Подростки познакомятся со способами аналитической деятельности.
Раздел XI. «Основы проектно – исследовательской деятельности».
Знакомство с технологией проектно-исследовательской деятельности, видами и способами подбора информации. Получение знаний проектировании и оформлении работ. Выпуск боевых листов. Создание видеороликов по основам военной подготовки.
Раздел XII. «Приёмы создания благоприятного эмоционального климата в коллективе».
Игры, направленные на создание благоприятного эмоционального фона во взводе. Вечер песни «У костра». Вечер знакомств.
Раздел XIII. «Развитие творческого потенциала подростков, художественно-эстетического восприятия окружающего».
Тематические вечера и творческие конкурсы патриотической направленности.
- Планируемые результаты
Формулировка результата | Критерии результата | Показателирезультата | Способы оценки и фиксации результата |
Подросток демонстрирует активную гражданскую позицию и социальную активность | познавательный (когнитивный) критерий | – знание и понимание терминов военной направленности, специальных названий оборудования, инструкций по использованию военного оборудования;- знание истории Отечества и Вооруженных сил РФ;- знание основных способов работы с информацией и организации аналитической деятельности: сбор, обобщение, обработка информации: детализация, анализ, экспертные оценки, имитационное моделирование;- знание эффективных способов и принципов общения и взаимодействия: техник понимающего общения и публичного выступления, техники аргументации, доброжелательности, открытости, ответственности;- знание форм проявления активной гражданской позиции и социальной активности: участие в организации мероприятий по пропаганде традиций и идей патриотизма, работы социально-значимой направленности;- знание основных форм деятельности в военно-патриотической направленности на примере ВПН РДШ. | – участие в этапе «Тропа разведчика»; – наблюдение педагога за грамотным использованием подростками знаний, понятий в ходе беседы и во время деятельности; – фиксация в аналитической записке по итогам реализации проекта; |
мировоззренческий (ценностный, эмоциональный, «отношеннический» мотивационный критерий) | – осознание важности полученных знаний, понимание возможности их использования после завершения смены;- принятие духовно-нравственных ценностей: ответственность, активная гражданская позиция, патриотизм, самостоятельность, верность воинским традициям и следование им, служение Отечеству;- понимание важности решения социальных вопросов, участия в общественно-полезной деятельности;- формирование положительного образа защитника Отечества;- понимание важности популяризации общественной и образовательной деятельности на примере ВПН РДШ. | – наблюдение за подростками в ходе коллективной беседы, во время ключевых дел проекта; – фиксация в аналитической записке по итогам реализации проекта. | |
деятельностный критерий (поведенческий) | Подросток:- грамотно использует усвоенные понятия в коммуникативной и практической деятельности; – демонстрирует умение преодолевать жизненные трудности, вырабатывать жизненные стратегии;- проявляет активность для расширения объёма полученных знаний, применения их на практике в ходе участия во всех мероприятиях смены, на всех её этапах;- демонстрирует способности и интерес во всех областях подготовки: строевой, огневой, общефизической, тактической, начальной туристской, топографической, основам воинской службы и медицинской помощи;- применяет творческий подход в ходе участия в конкурсах: боевых листов, песни и т.п.; – демонстрирует позитивное отношение к общественной деятельности, бескорыстной помощи людям;- проявляет интерес к государственной и/или военной службе, получению воинских специальностей;- умеет на основе полученных знаний выстраивать алгоритмы взаимоотношений с окружающими, использует эффективные способы общения;- пропагандирует традиции и идеи патриотизма среди сверстников;- может организовать мероприятия военно-патриотической направленности и привлечь к ним своих друзей – подростков. | – наблюдение за подростком во время взаимодействия с другими подростками/взрослыми, подготовки и проведения дел, анализа дня, дела, ситуации, участия в мероприятиях программы;- наблюдение за подростком во время участия в мероприятиях смены (обучающие и зачётные дела);- количество званий, дипломов, сертификатов; – фиксация в аналитической записке по итогам реализации модуля. | |
Подросток активно участвует в физкультурно-спортивной, туристской, военной и образовательной деятельности педагогов и специалистов Центра | познавательный (когнитивный) критерий | – знание основ поддержания физической формы и пропаганды здорового образа жизни;- знание основ туристской деятельности: сбор палатки, разведение костра, вязание узлов;- знание основ медицинской помощи, военной службы, строевой, огневой, тактической, топографической подготовки. | – устный опрос детей на проверку владения знаниями (тест, викторина, живая анкета и т.д.);- фиксация в аналитической записке по итогам реализации проекта; – наблюдение педагога за грамотным использованием подростками знаний в ходе дел; |
мировоззренческий (ценностный, эмоциональный, «отношеннический» мотивационный критерий) | Подросток:- осознаёт важность необходимости ведения активного образа жизни;- принимает ценности: «здоровье», «активность», «здоровый образ жизни»;- осознанно участвует в деятельности военной направленности;- внутренне готов к служению в Вооруженных силах Российской Федерации (выбирает профессию военной направленности). | – наблюдение за подростками в ходе коллективной беседы, его активностью в смене; – фиксация в аналитической записке по итогам реализации модуля; | |
деятельностный критерий (поведенческий) | – активное участие подростка в мероприятиях смены: военно-патриотической, физкультурно-спортивной, общественно-полезной, творческой, информационно-познавательной направленности;- демонстрация положительного отношения к здоровому образу жизни, активным видам деятельности. | – наблюдение за подростком во время участия в делах;- количество званий, дипломов, сертификатов;- фиксация в аналитической справке по итогам реализации программы. |
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещения и площадки: учебные кабинеты – 4, спортивные площадки – 2, футбольное поле – 1, волейбольное поле, плац – 1, полоса препятствия – 1, тир- 1, актовый зал, летняя эстрада, спальные корпуса-2, столовая на 150 мест, банно-прачечный комбинат с душевыми, методический кабинет.
Специальное оборудование и оснащение: туристическое снаряжение, костюм хим.защиты, пневматические винтовки, учебный автомат АК, учебные гранаты, парашюты, саперные лопаты.
Информационное обеспечение
Музыкальная, световая и звуковая аппаратур, компьютер – 2, принтер – 2, проектор – 1, экран, медиа-продукты, компьютерные программы и др.
Кадровое обеспечение
Реализация программы будет осуществляться вожатыми лагеря и инструкторами ВПЦ «Вымпел-Кузбасс» и МОО «Полигон».
Занятия по медицинской подготовке проводит врач лагеря.
Минимальный штат сотрудников (из расчёта 100 детей) – 15 человек:
– командир роты (начальник лагеря) – 1;
– старшина роты – 1;
– заместитель командира по физической подготовке – 1;
– командиры взводов – 4;
– зам.командиров взводов – 4;
– инструктора (сержанты) – 4.
2.2. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Взводный журнал: фиксирует все образовательные пространства, в которых принимает участие подросток, а также участие в физкультурно-оздоровительной, туристской, начально-военной, строевой, медицинской подготовке и т.д.
Портфолио: сертификат об участии в программе; грамоты и дипломы, по итогам проведённых мероприятий, конкурсов (как индивидуальные, так и групповые).
Включенность детей в программу на всех этапах ее реализации фиксируется в итоговом протоколе соревнований «Пример для всех» и отражает индивидуальные и групповые показатели освоения программы курса.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
По итогам теоретических и практических занятий ведется командный и личный зачет. Ежедневно проводится фото- и видео съемка практических занятий, конкурсов, творческих мероприятий. Данные материал используется для создания фильма. Материалы размещаются в альбомах и на сайте МАУ «ОК «Отдых» и в социальной группе «В контакте».
Результаты по строевой, физической подготовке демонстрируются на смотре, с приглашением гостей.
2.3. Оценочные материалы
С целью изучения эффективности Программы проводится оценка ее сильных и слабых сторон, перспектив дальнейшего развития.
Показатели оценки, результаты | Диагностика результатов |
Образовательный блок | |
закрепление и расширение знаний, развитие интереса к военной истории Отечества; овладение навыками начальной военной подготовки, выполнение нормативных показателей; дисциплинированность участников сборов; чёткое выполнение требований руководителей, командиров взводов; успешность (индивидуальная и коллективная) на теоретических и практических занятиях;развитие нравственных качеств: чувства товарищества и взаимопомощи, коллективизма и сплоченности, чувство гражданского долга и гордости за свою Родину. | Предметный результат:– сдача нормативов по НВП (строевая, тактическая, огневая, физическая подготовка, РХБЗ, военно-медицинская подготовка).Личностный результат:– наблюдения за поведением, беседы, опросы, анализ педагогами поступков подростков в специально созданных ситуациях;- анкетирование «К службе в армии готов?»;- анкета допризывника.Метапредметный результат:– наблюдения за поведением, беседы, опросы, анализ поведения воспитанников;- самоанализ допризывника и его самооценка. |
Блок дополнительного образования ( занятия по интересам) | |
высокая степень социализации и общественной активности подростков;динамическое развитие эмоционального интеллекта как базы деятельной социализации личности;развитие адаптационных качеств личности;стремление к изучению и восприятию общепринятых нравственных норм и явлений, художественной и эстетической культуры;способность к контролю своего психического состояния;стремление к формированию собственного гармонического облика. | Предметный результат:– фестиваль творчества «Красная гвоздика»;- диагностика этики поведения.Личностный результат:– наблюдения за поведением, беседы, опросы;Метапредметный результат:– анкетирование «Мое отношение к блоку дополнительного образования»;- диагностика нравственной самооценки. |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | |
оздоровление, повышение общей физической подготовки участников; формирование навыков ЗОЖ, навыков в сохранении и укреплении своего здоровья;повышение мотивации к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;высокая степень активности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, соревнований, военно-спортивных игр. | Предметный результат: мониторинг оценки уровня физического развития, сдача нормативов по ОФП;Личностный результат:– наблюдение за участниками, мониторинг результативности участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях, соревнованиях;- опросник «Твое здоровье»;- мониторинг оценки результатов в личных зачетах по физической и горной подготовкеМетапредметный результат:– самооценка своего здоровья. |
Культурно-массовая деятельность (направлена на гражданско-патриотическое воспитание участников лагеря) | |
высокая степень социализации и общественной активности подростков;динамическое развитие эмоционального интеллекта как базы деятельной социализации личности;развитие нравственных качеств: чувства товарищества и взаимопомощи, коллективизма и сплоченности, ответственности и дисциплинированности, чувство гражданского долга и гордости за свою Родину. активность участия в мероприятиях культурно-массового блока;повышение мотивации юношей к службе в Российской армии, развитие интереса к ней и стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность к служению Отечеству, его защите. | Предметный результат:наблюдение за поведением, активностью и инициативностью участия в проведении и организации дел;– опросник «Уровень патриотизма школьников».Личностный результат:- методика для изучения социализированности личности воспитанников;- диагностика отношения к жизненным ценностям.Метапредметный результат:- самооценка степени своей активности в социально-значимой деятельности;- коллективная рефлексия;- анкета удовлетворенности воспитанников жизнью в лагере. |
2.4. Методические материалы
Особенности организации образовательной деятельности.
Основными задачами данного временного детского объединения является сплочение, эффективное взаимодействие подростков между собой и взрослыми; деятельность, направленная на развитие гражданской активности и патриотизма подростков, их отношения к воинским традициям и служению Отечеству; развитие организаторских способностей, получение навыков планирования и анализа собственной и коллективной деятельности.
Каждый ребёнок принимает участие в учебных занятиях по строевой, туристской, огневой, начально-военной подготовке, ориентированию на местности, топографии, тактической медицине, маскировке, тактике, рукопашному бою, альпинистской подготовке. Бальная система по каждому занятию распределяется повзводно и в индивидуальном (личном) зачете.
В течение смены, ребята примут участие в торжественных встречах с ветеранами и представителями силовых ведомств, подготовят «визитную карточку» своего взвода, поставят показательное выступление. Проведут тематическое выступление.
Вся смена будет проходить как комплексная сюжетно-ролевая военно-тактическая игра и параллельно представлено социальное проектирование в игровых формах.
Итоговая игра между взводами будет содержать испытания в рамках военно-прикладных дисциплин, освоенных участниками на слете в ходе теоретических и практических занятий. В ходе командного зачета все взводы должны будут пройти этапы соревнований за определенное количество времени, применяя полученные знания и навыки.
Содержание смены состоит из 3-х этапов
1-й этап – Организационный
(1-3 дни смены)
Основными задачами организационного этапа являются:
Задачи:
– познакомить подростков друг с другом, инструкторами и вожатыми, включить в систему взаимоотношений и взаимодействия;
– познакомить подростков с лагерем, его возможностями, условиями, территорией, сотрудниками;
– выработать общие нормы и правила совместного проживания;
– заложить основы совместной коллективной деятельности, провести структурное оформление коллектива;
– познакомить подростков с содержанием программы, включить подростка в деятельность взвода и лагеря, погрузить в игровую модель смены;
– произвести планирование совместной деятельности на смену.
Предполагаемые результаты:
– подростки узнают ребят своего взвода, сотрудников лагеря, ориентируются на территории лагеря;
– во взводах и в лагере выработаны общие нормы и правила жизни, начато выполнение исследовательского задания (подростки работают по творческим группам);
– подростки готовы к совместной деятельности и активно в ней участвуют;
– подростки знают тематику программы, ориентированы на участие в ней, владеют общей информацией по культуре смены;
– подростки знают, чего хотят достичь в рамках смены и знают, как этого достичь.
На протяжении данного этапа создаются условия для командного взаимодействия и демонстрации возможностей каждого участника.
Происходит знакомство с традициями и культурой смены на открытых уроках, встречах с гостями слета и вечерних «свечках».
Мероприятия на уровне взвода | Мероприятия на уровне лагеря и тематические мероприятия |
– организационный сбор взвода;- учебные занятия: строевая подготовка, туристская подготовка, начально-военная подготовка, альпинизм, тактическая медицина, огневая подготовка,- вечерние сборы взвода;- утреннее и вечернее построения. | – знакомство с законами и укладом жизни в лагере;- игра-презентация смены «Юный пограничник» (знакомство с содержанием смены);- специальный комплексный тренинг (командообразование);- линейка открытия смены; |
2 этап – Основной
(4-10 дни смены)
Задачи:
– погрузить подростков в активную деятельность военно-патриотической направленности;
– реализовать потенциал подростков;
– способствовать командному взаимодействию подростков;
– продемонстрировать подросткам положительные образцы поведения и способствовать принятию подростками позитивных ценностей: ответственность, активная гражданская позиция, неравнодушие к проблемам окружающего сообщества, чувство патриотизма, верность Родине, готовность к служению Отечеству и его вооруженной защите.
– организовать деятельность, способствующую применению полученных знаний и умений и демонстрации уже того, что знают и умеют;
– создать условия и возможности для участия каждого подростка в различных видах деятельности;
– организовать мероприятия, способствующие развитию потенциала подростков;
– создать ситуацию успеха для каждого подростка;
– организовать процесс обучения по военным, физкультурно-спортивным, туристским дисциплинам.
Предполагаемый результат:
– подростки принимают активное участие в смене, проявляют интерес и инициативу;
– подростки знают структуру гражданского общества и ключевые права человека;
– подросток демонстрирует положительные образцы поведения и принимает позитивные ценности: ответственность, активная гражданская позиция, неравнодушие к проблемам окружающего сообщества;
– подросток анализирует происходящее и вносит предложения в проектно-исследовательскую деятельность.
– подросток умеет анализировать качество организуемого дела, деятельность творческой группы, уровень взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
– подросток получил позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми;
– подросток проявил активную позицию участия во всех делах, продемонстрировал знания по всем дисциплинам;
– подросток принял участие в обучающих занятиях, продемонстрировал знания и умения в военных, физкультурно-спортивных, туристских дисциплинах;
– понимание подростком перспективы использования приобретенных знаний, умений, опыта, перспективы дальнейшей работы по пропаганде военно-патриотической деятельности в своем городе, организация военно-патриотических игр.
Реализовать свой потенциал подростки смогут, принимая участие в работе советов, проектно-исследовательских групп, обучающих занятий и в зачётных мероприятиях смены. Каждый подросток сможет принять участие в работе исследовательских групп и дискуссионных площадок; в обучающих занятиях различной направленности, продемонстрировать свои навыки и знания в ходе реализации программы смены, зачётных мероприятиях.
Все теоретические знания по различным дисциплинам военно-патриотической направленности, подростки получат на ежедневных учебных занятиях, которые будут проводить специалисты ВПЦ «Вымпел-Кузбасс», инструктора.
На данном этапе подростки смогут продемонстрировать свои возможности, а также получить новые знания и опыт по следующим направлениям:
– Техника разведения костров;
– Оборудование места базирования;
– Техника преодоления препятствий (подъём по склону, траверс склона, спуск с использованием тормозного устройства);
– Техника наведения навесной переправы;
– Основы скалолазания; – Основы рукопашного боя;
– Ориентирование на местности, работа с топографической картой;
– Тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия;
– Устройство АК74, неполная разборка, сборка ММГ АК74, выполнение норматива по снаряжению магазина;
– Отличительные особенности ведения огня из короткоствольного и длинноствольного оружия;
– Порядок работы с оружием в группе, порядок действия на огневом рубеже; – История российского оружия;
– Строевая подготовка;
– Строевой устав Ознакомление со статьями строевого устава ст.1-16.
– Огневая подготовка (стрельба из пневматических винтовок и пистолета);
– Техника снаряжения магазина АК74;
– ТТХ и порядок неполной сборки разборки пистолета Макарова;
– Стрелковый биатлон (соревнования с применением лазертаг и страйкбольного оборудования);
– Основы тактической медицины (остановка кровотечения, вынос пострадавшего с поля боя);
– Техника передвижения на поле боя (передвижение ускоренным шагом, передвижение короткими перебежками, переползание на получетвереньках, переползание на боку, переползание по- пластунски.);
– Строевая подготовка.
Система оценки этапов, применяемая в рамках комбинированной эстафеты, определяется положением об оценке этапов в заявленной номинации и правилами проведения эстафеты.
Военно-патриотическую тему, а также тему героизма подростки смогут поднять в ходе встреч с ветеранами и действующими сотрудниками силовых структур (ФСИН, МВД, Росгвардия).
В этот период смены физкультурно-оздоровительная деятельность будет включать в себя на уровне взвода: скалолазание, спортивные часы, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе.
Традиционно в каждом взводе на вечернем сборе взвода состоится анализ участия индивидуального каждого и взвода в целом в ключевых событиях дня.
Мероприятия на уровне взвода | Мероприятия на межвзводном уровне | Мероприятия на лагерном уровне |
– подготовка к общелагерным делам и конкурсам;- вечерние сборы взвода;- учебные занятия: строевая подготовка, туристская подготовка, начально-военная подготовка, альпинизм, тактическая медицина; | – работа советов- работа пресс-службы | – Торжественная церемония открытия слета «Юный пограничник»- Линейка, посвященная 77-ой годовщине героической обороны Брестской крепости |
3 этап – Итоговый
(11-14 дни смены)
Задачи:
– создать условия для организации аналитической деятельности, выстраивание перспектив применения полученного опыта;
– создать эмоциональную поддержку подростков;
– проанализировать нормы отношений совместной деятельности.
Предполагаемый результат:
– подростки удовлетворены участием в программе лагеря;
– подведены итоги коллективной и индивидуальной деятельности в рамках реализации проекта по созданию видеороликов;
– осознание подростком важности приобретённого на слете опыта социально значимой деятельности и возможностей его применения в дальнейшей жизни;
Основной задачей оборонно-спортивного слета «Юный пограничник» станет финальная комплексная сюжетно-ролевая военно-тактическая игра «На страже границы». Подвести итоги коллективной деятельности взвода и выполнения индивидуальных целей каждого подростка в рамках реализации программы,подростки смогут на итоговых сборах Взводов.
Финальная игра-соревнование «На страже границы» проводится по правилам комплексной военно-спортивной эстафеты с целью добрать наибольшее количество баллов.
Каждому взводу, ставится определённая игровая задача. Выполнение поставленной перед взводом задачи делает его победителем игры. В течение дня, 6 августа будет проведен финал игры, дающей возможность каждому участнику смены принять в ней участие. По итогам игры будут определены взводы, занявшие 1,2 и 3 места), а также определены лучшие участники смены в личном зачете.
Итог игры – защита проекта, создаваемого в течении смены.
Взвод, выполнивший задачу, поставленную перед ним, согласно условиям финальной игры, становится победителем соревнований. Награждается на церемонии закрытия смены.
Дела на уровне взвода | Дела на межвзводном уровне | Дела на лагерном уровне |
– итоговый сбор взвода; | – репетиции к закрытию смены, к конкурсным мероприятиям. | – Комплексная сюжетно-ролевая военно-тактическая игра «На страже границы»;- церемония награждения, закрытие смены;- итоговый сбор лагеря; |
Система мотивации и стимулирования
Система стимулирования взводов будет представлена в виде рейтинговой таблицы, в которой расположены их номера – по итогам зачётных игр, обучающих занятий, конкурсных испытаний различной направленности.
Одной из главных задач смены для взвода и подростков становится победа в финальной военно-спортивной игре «На страже границы», в которой необходимо применить все имеющиеся знания и знания, полученные в ходе смены. Индивидуальные и коллективные результаты подростков, полученные в течение первых двух этапов смены, будут учтены во время итоговой игры.
Система аналитической деятельности
Целью аналитической деятельности является приобретение подростком знаний, умений и опыта аналитической деятельности, а также корректировка содержания и организации совместной и индивидуальной деятельности.
На взводном уровне система анализа выстраивается в следующей логике:
1 этап (организационный) – анализируется физическое и эмоциональное состояние подростка, полученная информация, выполнение плана на день.
2 этап (основной) – к вышеназванным объектам анализа добавляется анализ полученных знаний военно-патриотической направленности, военных дисциплин, самоуправления, лидерства; анализ умения работать подростка с информацией, вести исследовательское задание Взвода (отделения), анализируются возникшие во взводе ситуации.
3 этап (итоговый) – основной объект анализа – анализ перспектив, то есть как приобретенные в детском лагере знания, умения и опыт можно использовать в дальнейшей жизни.
В процессе организации аналитической деятельности используются коллективные («свечка», коллективная беседа, дискуссия) и индивидуальные (индивидуальные беседы) формы анализа. На взводном уровне анализ проводится ежедневно на вечернем сборе взвода, после проведения дел, на тематических и проблемных огоньках.
На межвзводном уровне основным объектом анализа является качество и результативность организуемой в лагере деятельности, полученные на сборах знания и умения, перспективы использования этих знаний и умений.
Методы обучения. Программа «Юный пограничник» будет осуществляться при помощи следующих методов:
Группа методов | Методы | Свойства методов |
Методы формирование сознания личности | Убеждение, внушение, дискуссии, метод примера. | Постановка воспитуемого в позицию полноценного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании. |
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения. | Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, метод проектов. | Создание ситуаций направленных на осознание своих обязанностей по отношению к коллективу и обществу, ответственность за свои поступки. Демонстрирование значимой гражданской деятельности для общества. Формирование традиций поведения с помощью регулирующих требований. |
Методы стимулирования деятельности и поведения. | Соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха. | Анализ собственной деятельности, программирование дальнейшего поведения. Стимулирование в различных формах должно быть дозированным и заслуженным. |
Формы образовательно-воспитательной деятельности.
Организация образовательно-воспитательного процесса должна строиться с учетом возрастных особенностей детей, так как каждой возрастной группе присущи специфические образовательные и воспитательные возможности.
Участники Программы дети и подростки 12-17 лет. Данный возрастной период сопряжен с активным интеллектуальным и физическим развитием человека, с формированием научного мировоззрения, профессиональным самоопределением. Постепенно у индивидов углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция и его социально-политическая ориентация.
Задача работы с данной возрастной группой состоит в предоставлении обучающимся возможности совершенствоваться в процессе общественной деятельности, умении защищать свои права и права других людей, строить индивидуальную и коллективную деятельность.
На данном этапе необходимо подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. Именно поэтому в рамках учебно-воспитательного процесса следует уделить внимание не только передаче учащимся знаний о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формированию у них общественно ценного опыта подготовки к защите Родины.
Ведущей формой организации образовательно-воспитательной деятельности программы «Юный пограничник» является индивидуально-групповая .
Формы организации учебных занятий.
Для проведения занятий по программе «Юный пограничник» следует использовать следующие формы их организации:
Первая группа форм, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания Программы, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера («круглые столы», митинги, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, и т.д.).
Вторая группа форм обусловлена спецификой образовательного блока Программы. Данная группа форм включает, в частности, ознакомление воспитанников с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, марш-бросок, смотры и т.п.).
Педагогические технологии.
Для успешной реализации Программы, необходимо использовать современные образовательные технологии, которые позволяют развивать положительную мотивацию учения, такие как:
– Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);
– Технология блочно-модульного обучения;
– Технология дифференцированного обучения;
– Технология игровой деятельности;
– Здоровьесберегающая технология;
– Проектная и поисково-исследовательская деятельность;
– Дистанционное обучение;
– Имитационные технологии.
Алгоритм учебного занятия.
Построение занятия в соответствии с данным алгоритмом помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.
Блоки | Этапы | Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности | Результат |
Подготовительный | 1 | Организационный | Подготовка детей к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания | Восприятие |
2 | Проверочный | Выявление пробелов в знаниях и их коррекция | Проверка усвоения знаний предыдущего занятия | Самооценка, оценочная деятельность педагога | |
Основной | 3 | Подготовительный (подготовка к новому содержанию) | Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) | Осмысление возможного начала работы |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей | Освоение новых знаний | |
5 | Первичная проверка понимания изученного | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция | Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием | Осознанное усвоение нового учебного материала | |
6 | Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми | Осознанное усвоение нового материала | |
7 | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостного представления знаний по теме | Использование бесед и практических заданий | Осмысление выполненной работы | |
8 | Контрольный | Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий | Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского) | Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов | |
Итоговый | 9 | Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия | Самоутверждение детей в успешности |
10 | Рефлексивный | Мобилизация детей на самооценку | Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы | Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях | |
11 | Информационный | Обеспечение понимания логики дальнейшего занятия | Определение места и роли данного задания в системе последующих занятий | Определение перспектив деятельности |
Дидактические материалы.
Данную программу можно использовать в любой общеобразовательной школе на уроках начальной военной подготовки и уроках ОБЖ, а также в центрах дополнительного образования.
Для оценки эффективности осуществления программы можно воспользоваться объективными данными. Уровень физической подготовки определяется в первые дни занятий физической подготовки, (определяется по таблице, представленной ниже). Данные фиксируются в журнале.
2.5. Список литературы
1. Все о службе в армии : практическое пособие [Электронный ресурс] / А.А. Агешкин и др. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. – 288 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21383. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
2. На алтарь Победы [Электронный ресурс] / М.А. Григорьева и др. – Электрон. текстовые данные. – Ростов н/Д : Южный федеральный университет, 2010. – 400 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47022. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
3. Дубынина, Т.В. Применение гражданско-правовых средств в деятельности военных организаций : монография [Электронный ресурс] / Т.В. Дубынина. – Электрон. текстовые данные.– М. : Палеотип, 2014. – 179 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48686. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
4. Жиренко, О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. 1–4 классы [Электронный ресурс] / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. – Электрон. текстовые данные. – М. : ВАКО, 2008. – 159 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26387. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
5. Зиамбетов, В.Ю. Военно-прикладная физическая подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов : методические рекомендации [Электронный ресурс] / В.Ю. Зиамбетов. – Электрон. текстовые данные. –
Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. –
54 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50099. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
6. Косенков, О.Н. Военное дело в средней школе. История и современность. Преподавание начальной военной подготовки в школах Калининградской области в 1945–2007 годах : монография [Электронный ресурс] /О.Н. Косенков, Г.В. Кретинин. – Электрон. текстовые данные.– Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011. – 221 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23771. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
7. Кузьмин, В.А. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / В.А. Кузьмин, Е.В. Китрова. – Электрон. текстовые данные. – М. : Новая правовая культура, 2008. – 253 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1100. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
8. Мальцев, А.М. Снайперская подготовка : учебное (практическое) пособие [Электронный ресурс] / А.М. Мальцев. – Электрон. текстовые данные. – М. : Академический проект, 2015. – 184 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36856. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
9. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. 1–11 классы [Электронный ресурс] / В.Ю. Микрюков. – Электрон. текстовые данные. – М.: ВАКО, 2009. – 192 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26279. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
10. Чашин, А.Н. Защита прав призывника и военнослужащего : учебное пособие [Электронный ресурс] / А.Н. Чашин. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2012. – 69 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9718. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
11. Шлянцев, Д.А. Новое о службе в армии. Сроки службы, виды отсрочек, компенсационные выплаты [Электронный ресурс] / Д.А. Шлянцев. – Электрон. текстовые данные. – М. : ГроссМедиа, 2008. – 140 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1103. – ЭБС IPRbooks, по паролю.
Приложение 1
Понятийный аппарат
Патриотизм(от греч. patriotes – соотечественник, от patris – родина, отечество), любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов.
Деятельность военно-патриотической направленности:формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;воспитание общечеловеческих, национально-культурных ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурнойжизни и самоопределения личности;воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;формирование социально-активной позиции учащихся;оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности (Микрюков В.Ю.).
Гражданское общество– это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.) (В.И.Леушин, В.Д.Перевалов).
Гражданин – индивид, связанный с определенным государством на политико-правовой основе, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках -свободы.
Гражданственность– наличие у подростка системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.
Гражданскаяактивность– накопление опыта подростками реальных социально значимых дел, участия в социальных проектах (Т.А.Степанчук).
Гражданская позиция –это способ и характер взаимоотношений человека с определённой действительностью, которые отражают политические, юридические, нравственные права и обязанности гражданина по отношению к своему государству и предполагают сознательное ответственное отношение человека к обществу (И.Л. Гуляева).
Активная гражданская позиция –осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданское достоинство –высочайшее нравственное понятие, надежный критерий духовного и социального здоровья человека и общества, достоинство гражданина государства (И.Л. Гуляева).
Ответственность–это качество личности, обязывающее человека отвечать за свои и чужие поступки.
В современном обществе гражданин рассматривается, как человек принимающий ценность «здоровье», пропагандирующий здоровый образ жизни. Представитель философско-социологическогонаправления В.И.Столяров считает, что здоровый образ жизни– это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя, активного образа жизни и отказа от вредных привычек.
Здоровый образ жизнив деятельности детского лагеря тесно связан с физкультурно-оздоровительной деятельностью. В.И.Угнивенко определяет, что физкультурно-оздоровительная деятельность– это комплекс мероприятий, направленных на повышение физического состояния подростков, на их оздоровление средствами физической культуры.
Процесс развитиягражданско-правовой культуры включает в себя коммуникативную культуру. По определению А.В.Мудрика, коммуникативная культура– это система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринуждённо реализовать их в деловом и эмоциональном общении.
Коммуникативная деятельность- взаимодействиедвух (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина).
Информационно-просветительская деятельность – целенаправленный процесс отбора, переработки и передачи информации; процесс, изучающий сущность, принципы и условия формирования информативной среды; процесс, выявляющий закономерности, содержание, формы и методы эффективной организации информативного взаимодействия (по А.И.Ракитову, Н.Н.Моисееву, В.П.Воробьеву и др.).
Ключевымкомпонентом гражданско-правовой культуры является реальный социальный опыт подростка, приобретенный им, в ходе освоения знаний и практической деятельности, умения и навыки.
Проектно-исследовательская деятельность (далее проектирование)–это процесс подготовки описания, необходимого для создания в заданных условиях ещё несуществующего (то есть нового!) объекта, который нужно увидеть, придумать, изобрести. Главной особенностью проектирования является работа с ещё несуществующим объектом, и потому ни у кого нет возможности описать новый объект сразу, без последующих исправлений и уточнений, поскольку объект несуществующий (знаковый, идеальный, виртуальный).
Социальная активность – это сознательная и целенаправленная деятельность личности, степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С.Капто).
Общественно-значимая деятельность – это действия, направленные на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде.
Приложение 2
Календарный учебный график
Учебный график состоит из 2 учебных недель, 14 дней. Дата начала занятий – 25 июля, дата окончания – 7 августа.
№п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | К-во часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1. | июль | 25 | 12.00 | Торжественная линейка | 1 | Церемония открытия смены | Плац | наблюдение |
2. | июль | 25 | 16.00 | Видео-лекторий по ЗОЖ | 1 | Профилактика употребления ПАВ | Актовый зал | беседа |
3. | июль | 25 | 18.00 | Конкурс боевых листовок | 1 | «Здравия желаем!» | Летняя эстрада | Анализ результатов |
4. | июль | 25 | 20.00 | Тематический огонек | 1 | «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» | Летняя эстрада | наблюдение |
5. | июль | 25 | 21.30 | Тематический костер + тренинг | 2 | «Я юный пограничник» | Плац | наблюдение |
6. | июль | 26 | 10.00 | Физ.подготовка | 1 | Спорт-час | Спортплощадка | наблюдение |
7. | июль | 26 | 11.00 | Тренинг | 2 | Лидерство и командообразование. | Летняя эстрада | наблюдение |
8. | июль | 26 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка | Плац | наблюдение |
9. | июль | 26 | 15.00 | лекция | 1 | Знакомство с устройством боевого оружия | аудитория | тест |
10. | июль | 26 | 18.00 | Практическое занятие | 1 | Отработка навыков боевых действий | Плац | наблюдение |
11. | июль | 27 | 10.00 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка | Плац | наблюдение |
12. | июль | 27 | 12.00 | Круглый стол | 1 | Встреча с ветеранами | Актовый зал | беседа |
13. | июль | 27 | 16.00 | Подвижные игры | 2 | Волейбол первенство | Волейбольная площадка | Анализ результатов |
14. | июль | 27 | 18.00 | Практическое занятие | 1 | Медицинская помощь | аудитории | тест |
15. | июль | 27 | 20.00 | Конкурс рисунков | 1 | «Пусть всегда будет мир!» | Летняя эстрада | Анализ результатов |
16. | июль | 28 | 9.00 | Физ.подготовка | 1 | Спорт-час | Спортплощадка | наблюдение |
17. | июль | 28 | 12.00 | Практическое занятие | 2 | Боевые действия | Спортплощадка | наблюдение |
19. | июль | 28 | 13.00 | Сбор | 1 | «Юный пограничник» | Плац | наблюдение |
20 | июль | 28 | 16.00 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка | Плац | наблюдение |
21. | июль | 28 | 19.00 | Интеллектуальная игра | 1 | «Многоликая Россия» | Летняя эстрада | Анализ результатов |
22. | июль | 29 | 9.00 | Практическое занятие | 1 | Туристическая подготовка | Летняя эстрада | тест |
22 | июль | 29 | 10.00 | Практическое занятие | 2 | Медицинская подготовка | аудитория | Анализ результатов |
23. | июль | 29 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | Пулевая стрельба | тир | Анализ результатов |
24. | июль | 29 | 15.00 | Подвижные игры | 2 | Футбол первенство | Футбольное поле | Анализ результатов |
25. | июль | 30 | 9.00 | Физ.подготовка | 1 | Спорт-час | Спортплощадка | наблюдение |
26. | июль | 30 | 11.00 | лекция | 1 | Проектная деятельность | Актовый зал | тест |
27. | июль | 30 | 14.00 | Практическое занятие | 1 | Туристическая подготовка | Летняя эстрада | тест |
28. | июль | 30 | 16.00 | Практическое занятие | 2 | Боевые действия | Спортплощадка | наблюдение |
29. | июль | 30 | 19.30 | Конкурс самодеятельности | 2 | «Таланты смены» | Летняя эстрада | Анализ результатов |
30. | июль | 31 | 10.00 | Видео-лекторий по ЗОЖ | 1 | Профилактика употребления ПАВ | Актовый зал | беседа |
31. | июль | 31 | 11.00 | Практическое занятие | 2 | Туристическая тропа | Территория ЦАО | Анализ результатов |
32. | июль | 31 | 17.00 | Интеллектуальный конкурс | 1 | «Что? Где? Когда?» | Летняя эстрада | Анализ результатов |
33. | июль | 31 | 20.00 | Тематический огонек | 1 | «Сердцу милый уголок» | Летняя эстрада | наблюдение |
34. | август | 01 | 10.00 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка | Плац | наблюдение |
35. | август | 01 | 12.00 | Круглый стол | 1 | Встреча с ветеранами | Актовый зал | беседа |
36. | август | 01 | 16.00 | Практическое занятие | 3 | Основы ориентирования | Территория ЦАО | Анализ результатов |
37. | август | 01 | 20.00 | Сбор | 1 | «Юный пограничник» | Плац | наблюдение |
38. | август | 02 | 9.00 | Физ.подготовка | 1 | Спорт-час | Спортплощадка | наблюдение |
39. | август | 02 | 11.00 | лекция | 1 | Проектная деятельность | Актовый зал | тест |
40. | август | 02 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | Пулевая стрельба | тир | Анализ результатов |
41. | август | 02 | 16.00 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка | Плац | наблюдение |
42. | август | 02 | 19.00 | Сбор-огонек | 1 | «Юный пограничник» | Летняя эстрада | наблюдение |
43. | август | 03 | 09.00 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка | Плац | наблюдение |
44. | август | 03 | 11.00 | Практическое занятие | 1 | Пулевая стрельба | тир | Анализ результатов |
45. | август | 03 | 16.00 | Практическое занятие | 3 | Сдача спортивных нормативов | спортплощадка | Анализ результатов |
46. | август | 03 | 20.00 | Творческое мероприятие | 2 | Вечер бардовской песни | Летняя эстрада | наблюдение |
47. | август | 04 | 9.00 | Практическое занятие | 1 | Строевая подготовка | Плац | наблюдение |
48. | август | 04 | 12.00 | Практическое занятие | 2 | Веревочный городок | Территория ЦАО | Анализ результатов |
49. | август | 04 | 15.00 | Игра | 4 | «На страже границы» | Территория ЦАО | Анализ результатов |
50. | август | 04 | 20.00 | Сбор-огонек | 1 | «Юный пограничник» | Летняя эстрада | наблюдение |
51. | август | 05 | 09.00 | Физ.подготовка | 1 | Спорт-час | Спортплощадка | наблюдение |
52. | август | 05 | 11.00 | Конкурс по строевой подготовке | 2 | «Пост№1» | Плац | Анализ результатов |
53. | август | 05 | 17.00 | Конкурс инсценированной песни | 2 | «Красная гвоздика» | Летняя эстрада | Анализ результатов |
54. | август | 05 | 20.00 | Сбор-огонек | 1 | «Юный пограничник» | Летняя эстрада | наблюдение |
55. | август | 06 | 9.00 | Физ.подготовка | 1 | Спорт-час | Спортплощадка | наблюдение |
56. | август | 06 | 11.00 | Практическое занятие | 1 | Защита социальных проектов | Актовый зал | Анализ результатов |
57. | август | 06 | 12.00 | Выставка | 1 | «Таланты смены» | Летняя эстрада | Анализ результатов |
58. | август | 06 | 17.00 | Концерт | 2 | «Мы говорим вам до свидания!» | Летняя эстрада | наблюдение |
59. | август | 06 | 20.00 | Сбор-огонек | 1 | «Юный пограничник» | Летняя эстрада | наблюдение |
60. | август | 06 | 21.30 | Тематический костер | 1 | «Я – патриот!» | Плац | наблюдение |
61. | август | 07 | 10.00 | Церемония закрытия смены | 1 | «Служу Отечеству!» | Плац | наблюдение |
62. | август | 07 | 11.00 | тренинг | 2 | «Орлятский круг» | Плац | наблюдение |
Приложение 3
Уровень физической подготовленности
Учащихся 13 – 16 лет.
Физические способности | КонтрольныеУпражнения ( тест) | Воз-раст | уровень | ||
низкий | средний | высокий | |||
скоростные | Бег 30 м.секунды | 13 14 15 16 | 5,9 5,8 5,5 5,2 | 5,6 –5,2 5,5 – 5,1 5,3 – 4,9 5,1 – 4,7 | 4,8 4,7 4,5 4,4 |
Скоростно –силовые | Прыжки в длину с Места (см) | 13 14 15 16 | 150 160 175 180 | 170 – 190180 – 195190 – 205195 – 210 | 205210220230 |
выносливость | 6 мин. Бег(метры) | 13141516 | 1000105011001100 | 1150 – 12501200 – 13001250 – 13501300 – 1400 | 1400145015001500 |
гибкость | Наклон в перёд Из положения сидя | 13141516 | 2345 | 5 – 77 – 98 – 109 – 12 | 9111215 |
силовые | Подтягивание на Высокой перекладине из Положения виса | 13141516 | 1234 | 5 – 66 – 77 – 88 – 9 | 891011 |
Приложение 4
Нормативы
по физической подготовке
№ п/п | Наименование упражнений | Ед. изм | отл | хор | удовл |
1 | Бег 100 м | сек | 16,5 | 17,0 | 17,8 |
2 | Кросс 1000 м | М/с | 4,30 | 4,40 | 4,55 |
3 | Кросс 3000 м | М/с | 15,30 | 16,30 | 17,00 |
4 | Кросс 5000 м | М/с | 25,10 | 26,40 | 27,30 |
5 | Кросс 10000 м | М/с | 50,00 | 52,30 | 55,00 |
6 | Лыжи 5000 м | М/с | 29,00 | 31,00 | 33,00 |
7 | Прыжок в длину с места | см | 190 | 180 | 165 |
8 | Сгибание рук в упоре на брус | раз | 11 | 9 | 7 |
9 | Подтягивание на перекладине | раз | 10 | 8 | 7 |
10 | Подъём переворотом | раз | 5 | 4 | 3 |
11 | Метание гранаты РГД-5 | Метр | 33 | 28 | 23 |
12 | Метание гранаты Ф- 1 | Метр | 28 | 22 | 18 |
Приложение 5
Разрядные нормы по стрельбе пулевой
Пневматические винтовки ИЖ-38, ИЖ-22, пули ДН,ДЦ, прицел открытый
Индекс упражнения | Упражнения | Дистанция | выстрелы | мишень | Время (мин) | Спортивные разряды | ||||||||
пробные | зачетные | I | II | III | I юн. | |||||||||
ВП-1 | Стрельба с опорой на стол | 10 | 6 | 20 | 8 | 30 | – | 17 | 15 | 130 | ||||
ВП-2 | Стрельба стоя | 10 | 6 | 20 | 8 | 45 | – | 15 | 13 | 110 | ||||
ВП-3 | Стоя с колена | 10 | 6 | 20 | 8 | 45 | – | 35 | 33 | 310 | ||||