Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие молодого человека. Поэтому работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

Департамент образования и науки Кемеровской области
Военно-патриотический центр «Вымпел-Кузбасс»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ   И ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ОБОРОННО-СПОРТИВНЫЙ СЛЕТ 
«ЮНЫЙ ПОГРАНИЧНИК»
 
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 14 дней
Департамент образования и науки Кемеровской областиВоенно-патриотический центр «Вымпел-Кузбасс» 
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ   И ТУРИСТКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«ОБОРОННО-СПОРТИВНЫЙ СЛЕТ «ЮНЫЙ ПОГРАНИЧНИК» Возраст обучающихся: 12-17 летСрок реализации: 14 дней 

г. Кемерово, 2019 

Содержание

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»……………3

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
    1. Цель и задачи программы………………………………………………….6
    2. Учебно-тематический план……………………………………………….7
    3. Содержание программы………………………………………………….10
    4. Планируемые результаты………………………………………………..14

Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»…….17

2.1. Условия реализации программы…………………………………………..17

2.2. Формы аттестации…………………………………………………………..18

2.3. Оценочные материалы………………………………………………………19

2.4. Методические материалы…………………………………………………..22

2.5. Список литературы………………………………………………………….35

Приложение 1 Понятийный аппарат………………………………………………37

Приложение 2 Календарный учебный график…………………………………….41

Приложение 3Уровень физической подготовленности……………………..44

Приложение 4Нормативы по физической подготовке………………………45

Приложение 5Разрядные нормы по пулевой стрельбе………………………46

Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Как сказал В.В. Путин: «У нас нет никакой, и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Изменения политической обстановки в мире требуют укрепления мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины. 

Обществу нужны здоровые, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

В настоящее время в нашей стране активно возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в которой наряду с традиционными задачами подготовки молодежи к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии учителя, социального работника, врача, спасателя, пожарного, сотрудника правоохранительных органов и другие социально-значимые профессии.

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие молодого человека. Поэтому работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. 

Одним из связующих звеньев в области патриотического воспитания, кроме внеклассной работы в школе является дополнительное образование школьников: военно-патриотические клубы, профильные классы, специализированные программы всероссийских детских Центров.

На Всероссийском семинаре-совещании руководителей патриотических объединений, который проходил в Москве, в Кремле в октябре 2015 года, была принята за основу образовательная программа патриотического воспитания «Служу Отечеству» (Военно-патриотический центр «Вымпел»), которая является базовой для всех патриотических клубов, комплексной по-своему содержанию, и взята за основу программы смены.

    Программа «Юный пограничник» по уровню усвоения – ознакомительный.      Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 17 лет.  В программе «Юный пограничник» примут участие 100 подростков, участников военно-патриотических объединений, а также воспитанников социально-реабилитационных центров и коррекционных учреждений Кемеровской области, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе состоящих на учете по делам несовершеннолетних.

  Программа реализуется на территории Центра активного отдыха «Солнечный» МАУ «Отдых» (Кемеровская область) в период с 25 июля 2019 года по 07 августа 2019 года.

   Данная программа является краткосрочной. Она рассчитана на 1 смену (14 дней).

Учебный план  рассчитан на 83 часа теоретических и практических занятий (4- 6 часов в день), которые распределены таким образом, чтобы происходила смена видов  деятельности. Обучающиеся распределены по взводам (отрядам) по возрастному и гендерному принципу в количестве 30 человек.Взводы будут состоять из подростков, представляющих разные клубы и учреждения. Все обучающиеся будут разделены на три взвода: 1 – дети 12-13 лет;  2 – 14-15 лет; 3 – 16-17 лет. В каждый взвод входят два расчета: 1 расчет – мальчики (юноши), второй – девочки (девушки).

    Учебно-воспитательная деятельность включает в себя как учебные занятия по расписанию, так и беседы, интеллектуальные и творческие конкурсы, утренние и вечерние сборы, сюжетно-ролевые и военно-тактические игры.

   Расписание учебно-тренировочных занятий составляется таким образом, чтобы происходила смена видов деятельности. Продолжительность занятия – 45 минут.

   Участие в программе «Юный пограничник» даст возможность обучающимся  получить новые знания, закрепить на практике полученные во время учебной деятельности навыки по безопасности жизнедеятельности. Активный отдых позволит участникам профильной смены оздоровиться и отдохнуть, заложит позитивную мотивацию на предстоящий учебный год. 

АктуальностьПрограммы мы видим в следующем:

  • Предложенная Программа дает подросткам возможность в течение 14 дней, придерживаясь распорядка дня военнослужащих, познакомиться на практике с воинской службой, привыкнуть к элементам армейского порядка, выработать практические навыки и умения, необходимые в дальнейшей службе.
  • В ходе реализации Программы обучающиеся имеют возможность повысить уровень физической подготовки, закалить характер и испытать силы.
  • Программа  «Юный Пограничник» – это организация занятости подростков в летнее время, привлечение их к участию в культурно-массовых и патриотических мероприятиях, а также  хорошая форма профилактики правонарушений и преступлений среди подростков.
  • Организация правильного режима дня, сбалансированное пятиразовое питание, чередование учебных занятий и отдыха, оптимальные физические нагрузки помогают воспитанникам осознать ценность здорового образа жизни.
  1. Цель и задачи программы

Цель– создание условий для формирования у подростков социально активной позиции, активной позиции гражданина и патриота, обладающего чувствами национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите через участие в деятельности военно-патриотической направленности в условиях детского лагеря.

Задачи:

  1. Включить подростков в деятельность, направленную на знакомство с базовыми знаниями в области: начально-военной подготовки, изучения истории и культуры Отечества и Вооружённых сил Российской Федерации, физической культуры, основ туристской деятельности и ориентирования на местности, оказания первой медицинской помощи.
  2. Способствовать развитию активной гражданской позиции и социальной активности подростков через развитие духовно-нравственных ценностей: чувства патриотизма, верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите.
  3. Повысит уровень восприятия и обработки получаемой информации, аналитической деятельности.
  4. Повысить интерес подростков к получению воинских специальностей.
  5. Организовать деятельность, направленную на освоение подростками способов эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в рамках коммуникативной и организаторской деятельности.
  6. Включить подростков в работу, направленную на использование приобретенных знаний и опыта в целях привлечения их к участию в общественно значимых проектах и военно-патриотической направленности в Кемеровской области.
  1. Учебно-тематический план
№ п/пНазвание раздела, темыКоличество часовФормы аттестации/контроля
Всего Теория Практика
I. «История России и её армии»Церемония открытия и закрытия сменыТематический костёр «Я – патриот»Интеллектуальный вечер «Многоликая Россия»413Тест
II.«Ратные подвиги защитников Отечества»Встречи с ветеранами и действующими сотрудниками силовых структур220Беседа
III.Формирование основ туристской подготовки624Наблюдение, демонстрация полученных знаний
1.Обучающие занятия по туризму 2 
2.Туристская тропа   2
3.Веревочный городок  2
IV.Основы воинской службы. 23221 
1.Выработка строевых навыковОбучающие занятия по строевой подготовкеСтроевой конкурс «Пост№1»8 8Результаты конкурса
2.Знакомство с устройством боевого оружия. Отработка навыков пулевой стрельбы.413Сдача зачетов
3.Отработка навыков ведения боевых действий.5 5Наблюдение, зачётная игра
3.Основы оказания своевременной и правильной медицинской помощи312Наблюдение, зачётная игра
4.Основы ориентирования на местности в любой обстановке3 3Зачётная игра
V.Здоровый образ жизни. Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой15213Награждение  грамотами, дипломами, наблюдение,сдача норм
1.Спорт-час  6
2.Занятие с элементами видео-лектория  по профилактике употребления интоксикантов. 2 
3.Подвижные игры   4
4.Зачётная сдача спортивных нормативов  3
VI.Военно-спортивная подготовка подростков. 404Грамоты, дипломы
VII.Конкурс, как способ демонстрации достижений и обмена опытом606Награждение  грамотами, дипломами, наблюдение, продукты деятельности
VIII.Лидер и лидерский потенциал. Командообразование202Наблюдение
IX.Общение как способ эффективного взаимодействия и саморазвития подростков202Наблюдение
X.Коллективный анализ деятельности: формы и способы808Наблюдение
XI.Основы проектно – исследовательской деятельности330Наблюдение, анализ системы стимулирования, реализация проекта 
XII.Приёмы создания благоприятного эмоционального климата в коллективе404Наблюдение, диагностика
XIII.Развитие творческого потенциала подростков, художественно-эстетического восприятия окружающего404Выступления
 ИТОГО:831271 
  1. Содержание программы

Раздел I. «История России и её армии».     

  В рамках этого раздела подростки познакомятся с историей армии, государственными и национальными символами. Раздел включает в себя: церемонию открытия и закрытия смены,тематический костёр «Я – патриот»,интеллектуальный вечер «Многоликая Россия».

Раздел II. «Ратные подвиги защитников Отечества».

   Встречи с ветеранами и действующими сотрудниками силовых структур, на которых подростки смогут обсудить темы военно-патриотического воспитания.

Раздел III. «Формирование основ туристской подготовки». 

Использование страховки и самостраховки на сложных участках маршрута. Использование специального снаряжения: страховочная система, веревки, карабины и т.д. Узлы: «простой» и «двойной проводники», «восьмерка», «прямой», «схватывающий», «встречный» и другие узлы. Техника вязания узлов. Практическая отработка навыков будет происходить во время проведения туристической тропы и на веревочном городке.

Раздел IV. «Основы воинской службы.

Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Обязанности солдата. Понятие о воинской дисциплине. Поощрения и дисциплинарные взыскания. Обязанности лиц внутреннего наряда. Обязанности караульного и часового на посту, обязанности руководящего. Обучаемый должен иметь представление об уставах Вооруженных Сил Российской Федерации.

 Выработка строевых навыков. Обучающие занятия по строевой подготовке. Строевой конкурс «Пост №1».

Что такое строй, виды строев, обязанности солдата перед построением и в строю. Команды, используемые для управления строем. Подход к начальнику и отход от него. Воинское приветствие на месте и в движении, в составе строя и одиночно. Строевые приемы с оружием.

Знакомство сустройством боевого оружия. Отработка навыков пулевой стрельбы.

    Материальная часть автомата Калашникова. Основные правила стрельбы, меры безопасности при проведении учебных стрельб Учебные стрельбы из пневматического оружия и метание в цель учебных гранат из различных положений. Отработка навыков на лазерном тренажёре.

 Отработка навыков ведения боевых действий. 

   Характеристика своевременного общевойскового боя. Средства, применяемые для поражения противника в ходе боя. Виды боя и их характеристики. Боевая готовность. Условия для успешного выполнения боевой задачи. Огневое поражение противника и применение маневра. Взаимодействие в бою. Походный и боевой порядок отделения. Боевое обеспечение. Управление отделением в бою. Обязанности солдата в бою.

Основы оказания своевременной и правильной медицинской помощи.

  Симптомы солнечного и теплового удара. Правила оказания доврачебной помощи. Виды переломов. Виды повязок. Транспортировка пострадавшего. Виды и степени ожогов. Первая медицинская помощь при ожогах и переломах. Виды ранений. Виды кровотечений. Правила поведения на водоёмах. Правила спасения утопающего. Первая медицинская помощь. Самопомощь при переломах, вывихах, растяжениях, кровотечениях, огнестрельных и осколочных ранениях, отравлениях, ожогах, тепловых и солнечных ударах.

Основы ориентирования на местности в любой обстановке.

Правила определения сторон света по компасу, небесным светилам, местным предметам. Виды топографических карт и применяемые условные обозначения. Определение магнитного азимута на местный предмет. Движение по азимутам.

Раздел V. «Здоровый образ жизни. Формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой».

   Занятие с элементами видео-лектория для подростков по профилактике употребления интоксикантов. Обучающее занятие физкультурно-оздоровительной направленности: утренняя зарядка, пробежки, бассейн, скалолазание, спортивные часы, подвижные игры. Зачётная сдача спортивных нормативов. Подростки познакомятся с технологией проведения зарядок, историей олимпийского движения. Познакомятся с различными видами спорта и технологией судейства спортивных игр. 

 РазделVI  «Военно-спортивная подготовка подростков».

Комплексная сюжетно-ролевая военно-тактическая игра «На страже границы».

Раздел VII  «Конкурс, как способ демонстрации достижений и обмена опытом».

  Подростки познакомятся с технологией организации конкурса, примут активное участие в конкурсных программах смены, таких как: конкурс боевых листовок, конкурс строя, творческих конкурсах самодеятельности, интеллектуальных конкурсах.

Раздел VIII  «Лидер и лидерский потенциал. Командообразование».

   Подростки познакомятся с технологией командообразования, смогут оценить свои лидерские способности, проявить коммуникативные и организаторские навыки. Научатся организовывать свою деятельность и деятельность коллектива. Форма занятия интерактивный тренинг.

Раздел IX. «Общение как способ эффективного взаимодействия и саморазвития подростков».

    Тематические костёр Специальный комплексный тренинг. Подростки познакомятся друг с другом, формами взаимодействия и способами общения. Получат навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Раздел X. «Коллективный анализ деятельности: формы и способы».

   «Свечки». Вечерние сборы взводов. Взводные дела. Итоговый сбор взвода. Итоговые сборы советов. Итоговый сбор лагеря. Подростки познакомятся со способами аналитической деятельности. 

Раздел XI. «Основы проектно – исследовательской деятельности».

   Знакомство с технологией проектно-исследовательской деятельности, видами и способами подбора информации. Получение знаний проектировании и оформлении работ. Выпуск боевых листов. Создание видеороликов по основам военной подготовки.

Раздел XII. «Приёмы создания благоприятного эмоционального климата в коллективе». 

  Игры, направленные на создание благоприятного эмоционального фона во взводе. Вечер песни «У костра». Вечер знакомств.

Раздел XIII. «Развитие творческого потенциала подростков, художественно-эстетического восприятия окружающего».

Тематические вечера и творческие конкурсы патриотической направленности.

  1. Планируемые результаты
Формулировка результатаКритерии результатаПоказателирезультатаСпособы оценки и фиксации результата
Подросток демонстрирует активную гражданскую позицию и социальную активностьпознавательный (когнитивный) критерий– знание и понимание терминов военной направленности, специальных названий оборудования, инструкций по использованию военного оборудования;- знание истории Отечества и Вооруженных сил РФ;- знание основных способов работы с информацией и организации аналитической деятельности: сбор, обобщение, обработка информации: детализация, анализ, экспертные оценки, имитационное моделирование;- знание эффективных способов и принципов общения и взаимодействия: техник понимающего общения и публичного выступления, техники аргументации, доброжелательности, открытости, ответственности;- знание форм проявления активной гражданской позиции и социальной активности: участие в организации мероприятий по пропаганде традиций и идей патриотизма, работы социально-значимой направленности;- знание основных форм деятельности в военно-патриотической направленности на примере ВПН РДШ.– участие в этапе «Тропа разведчика»;  – наблюдение педагога за грамотным использованием подростками знаний, понятий в ходе беседы и во время деятельности; – фиксация в аналитической записке по итогам реализации проекта;    
 мировоззренческий (ценностный, эмоциональный, «отношеннический» мотивационный критерий)– осознание важности полученных знаний, понимание возможности их использования после завершения смены;- принятие духовно-нравственных ценностей: ответственность, активная гражданская позиция, патриотизм, самостоятельность, верность воинским традициям и следование им, служение Отечеству;- понимание важности решения социальных вопросов, участия в общественно-полезной деятельности;- формирование положительного образа защитника Отечества;- понимание важности популяризации общественной и образовательной деятельности на примере ВПН РДШ.– наблюдение за подростками в ходе коллективной беседы, во время ключевых дел проекта;  – фиксация в аналитической записке по итогам реализации проекта.  
деятельностный критерий (поведенческий) Подросток:-  грамотно использует усвоенные понятия в коммуникативной и практической деятельности; – демонстрирует умение преодолевать жизненные трудности, вырабатывать жизненные стратегии;- проявляет активность для расширения объёма полученных знаний, применения их на практике в ходе участия во всех мероприятиях смены, на всех её этапах;- демонстрирует способности и интерес во всех областях подготовки: строевой, огневой, общефизической, тактической, начальной туристской, топографической, основам воинской службы и медицинской помощи;- применяет творческий подход в ходе участия в конкурсах: боевых листов, песни и т.п.; – демонстрирует позитивное отношение к общественной деятельности, бескорыстной помощи людям;- проявляет интерес к государственной и/или военной службе, получению воинских специальностей;- умеет на основе полученных знаний выстраивать алгоритмы взаимоотношений с окружающими, использует эффективные способы общения;- пропагандирует традиции и идеи патриотизма среди сверстников;- может организовать мероприятия военно-патриотической направленности и привлечь к ним своих друзей – подростков.– наблюдение за подростком во время взаимодействия с другими подростками/взрослыми, подготовки и проведения дел, анализа дня, дела, ситуации, участия в мероприятиях программы;- наблюдение за подростком во время участия в мероприятиях смены (обучающие и зачётные дела);- количество званий, дипломов, сертификатов; – фиксация в аналитической записке по итогам реализации модуля.   
Подросток активно участвует в физкультурно-спортивной, туристской, военной и образовательной деятельности педагогов и специалистов Центра познавательный (когнитивный) критерий– знание основ поддержания физической формы и пропаганды здорового образа жизни;- знание основ туристской деятельности: сбор палатки, разведение костра, вязание узлов;- знание основ медицинской помощи, военной службы, строевой, огневой, тактической, топографической подготовки.– устный опрос детей на проверку владения знаниями (тест, викторина, живая анкета и т.д.);- фиксация в аналитической записке по итогам реализации проекта; – наблюдение педагога за грамотным использованием подростками знаний в ходе дел;
мировоззренческий (ценностный, эмоциональный, «отношеннический» мотивационный критерий)Подросток:- осознаёт важность необходимости ведения активного образа жизни;- принимает ценности: «здоровье», «активность», «здоровый образ жизни»;- осознанно участвует в деятельности военной направленности;- внутренне готов к служению в Вооруженных силах Российской Федерации (выбирает профессию военной направленности).– наблюдение за подростками в ходе коллективной беседы, его активностью в смене; – фиксация в аналитической записке по итогам реализации модуля;
деятельностный критерий (поведенческий) – активное участие подростка в мероприятиях смены: военно-патриотической, физкультурно-спортивной, общественно-полезной, творческой, информационно-познавательной направленности;- демонстрация положительного отношения к здоровому образу жизни, активным видам деятельности. – наблюдение за подростком во время участия в делах;- количество званий, дипломов, сертификатов;- фиксация в аналитической справке по итогам реализации программы.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

   Помещения и площадки: учебные кабинеты – 4, спортивные площадки – 2, футбольное поле – 1, волейбольное поле, плац – 1, полоса препятствия – 1, тир- 1, актовый зал, летняя эстрада, спальные корпуса-2, столовая на 150 мест, банно-прачечный комбинат с душевыми, методический кабинет.

  Специальное оборудование и оснащение: туристическое снаряжение, костюм хим.защиты, пневматические винтовки, учебный автомат АК, учебные гранаты, парашюты, саперные лопаты.

Информационное обеспечение

    Музыкальная, световая и звуковая аппаратур, компьютер – 2, принтер – 2, проектор – 1, экран,  медиа-продукты, компьютерные программы и др. 

Кадровое обеспечение

      Реализация программы будет осуществляться вожатыми лагеря и инструкторами ВПЦ «Вымпел-Кузбасс» и МОО «Полигон». 

Занятия по медицинской подготовке проводит врач лагеря.

      Минимальный штат сотрудников (из расчёта 100 детей) – 15 человек:

– командир роты (начальник лагеря) – 1;

– старшина роты – 1;

– заместитель командира по физической подготовке – 1;

– командиры взводов – 4;

– зам.командиров взводов – 4;

– инструктора (сержанты) – 4.

2.2. Формы аттестации

     Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.

    Взводный журнал: фиксирует все образовательные пространства, в которых принимает участие подросток, а также участие в физкультурно-оздоровительной, туристской, начально-военной, строевой, медицинской подготовке и т.д.

Портфолио: сертификат об участии в программе; грамоты и дипломы, по итогам проведённых мероприятий, конкурсов (как индивидуальные, так и групповые). 

   Включенность детей в программу на всех этапах ее реализации фиксируется в итоговом протоколе соревнований «Пример для всех» и отражает индивидуальные и групповые показатели освоения программы курса.

     Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.

    По итогам теоретических и практических занятий ведется командный и личный зачет. Ежедневно проводится фото- и видео съемка практических занятий, конкурсов, творческих мероприятий. Данные материал используется для создания фильма. Материалы размещаются в альбомах и на сайте МАУ «ОК «Отдых» и в социальной группе «В контакте».

   Результаты по строевой, физической подготовке демонстрируются на смотре, с приглашением гостей.

2.3. Оценочные материалы

     С целью изучения эффективности Программы проводится оценка ее сильных и слабых сторон, перспектив дальнейшего развития.

Показатели  оценки, результатыДиагностика результатов
Образовательный блок
закрепление и расширение знаний, развитие интереса к военной истории Отечества; овладение навыками начальной военной подготовки, выполнение нормативных показателей; дисциплинированность участников сборов; чёткое выполнение требований руководителей, командиров взводов; успешность (индивидуальная и коллективная) на теоретических и практических занятиях;развитие нравственных качеств: чувства товарищества и взаимопомощи, коллективизма и сплоченности, чувство гражданского долга и гордости за свою Родину.  Предметный результат:– сдача нормативов по НВП (строевая, тактическая, огневая, физическая  подготовка, РХБЗ, военно-медицинская подготовка).Личностный результат:– наблюдения за поведением, беседы, опросы, анализ педагогами поступков подростков в специально созданных ситуациях;- анкетирование «К службе в армии готов?»;- анкета допризывника.Метапредметный результат:– наблюдения за поведением, беседы, опросы, анализ поведения воспитанников;- самоанализ допризывника и его самооценка.
Блок дополнительного образования ( занятия по интересам)
высокая степень социализации и общественной активности подростков;динамическое развитие эмоционального интеллекта как базы деятельной социализации личности;развитие адаптационных качеств личности;стремление к изучению и восприятию общепринятых нравственных норм и явлений, художественной и эстетической культуры;способность к контролю своего психического состояния;стремление к формированию собственного гармонического облика.  Предметный результат:– фестиваль творчества «Красная гвоздика»;- диагностика этики поведения.Личностный результат:– наблюдения за поведением, беседы, опросы;Метапредметный результат:– анкетирование «Мое отношение к блоку дополнительного образования»;- диагностика нравственной самооценки. 
Физкультурно-оздоровительная деятельность
оздоровление, повышение общей физической подготовки  участников; формирование навыков ЗОЖ, навыков в сохранении и укреплении своего здоровья;повышение мотивации к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;высокая степень активности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий, соревнований, военно-спортивных игр.Предметный результат: мониторинг оценки уровня физического развития, сдача нормативов по ОФП;Личностный результат:– наблюдение за участниками, мониторинг результативности участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях, соревнованиях;- опросник «Твое здоровье»;-  мониторинг оценки результатов  в личных зачетах по физической и горной подготовкеМетапредметный результат:–  самооценка своего здоровья.
Культурно-массовая деятельность (направлена на гражданско-патриотическое воспитание участников лагеря)
высокая степень социализации и общественной активности подростков;динамическое развитие эмоционального интеллекта как базы деятельной социализации личности;развитие нравственных качеств: чувства товарищества и взаимопомощи, коллективизма и сплоченности, ответственности и дисциплинированности, чувство гражданского долга и гордости за свою Родину. активность участия в мероприятиях культурно-массового блока;повышение мотивации юношей к службе в Российской армии, развитие интереса к ней и стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность к служению Отечеству, его защите.Предметный результат:наблюдение за поведением, активностью и инициативностью участия в проведении и организации дел;– опросник «Уровень патриотизма школьников».Личностный результат:- методика для изучения социализированности личности воспитанников;- диагностика отношения к жизненным ценностям.Метапредметный результат:- самооценка степени своей активности в социально-значимой деятельности;- коллективная рефлексия;- анкета удовлетворенности воспитанников жизнью в лагере. 

2.4. Методические материалы

Особенности организации образовательной деятельности.

Основными задачами данного временного детского объединения является сплочение, эффективное взаимодействие подростков между собой и взрослыми; деятельность, направленная на развитие гражданской активности и патриотизма подростков, их отношения к воинским традициям и служению Отечеству; развитие организаторских способностей, получение навыков планирования и анализа собственной и коллективной деятельности.

         Каждый ребёнок принимает участие в учебных занятиях по строевой, туристской, огневой, начально-военной подготовке, ориентированию на местности, топографии, тактической медицине, маскировке, тактике, рукопашному бою, альпинистской подготовке. Бальная система по каждому занятию распределяется повзводно и в индивидуальном (личном) зачете. 

         В течение смены, ребята примут участие в торжественных встречах с ветеранами и представителями силовых ведомств, подготовят «визитную карточку» своего взвода, поставят показательное выступление. Проведут тематическое выступление.

Вся смена будет проходить как комплексная сюжетно-ролевая военно-тактическая игра и параллельно представлено социальное проектирование в игровых формах.

Итоговая игра между взводами будет содержать испытания в рамках военно-прикладных дисциплин, освоенных участниками на слете в ходе теоретических и практических занятий. В ходе командного зачета все взводы должны будут пройти этапы соревнований за определенное количество времени, применяя полученные знания и навыки.

Содержание  смены состоит из 3-х этапов

1-й этап – Организационный 

(1-3 дни смены)

         Основными задачами организационного этапа являются:

Задачи:

– познакомить подростков друг с другом, инструкторами и вожатыми, включить в систему взаимоотношений и взаимодействия;

– познакомить подростков с лагерем, его возможностями, условиями, территорией, сотрудниками;

– выработать общие нормы и правила совместного проживания;

– заложить основы совместной коллективной деятельности, провести структурное оформление коллектива;

– познакомить подростков с содержанием программы, включить подростка в деятельность взвода и лагеря, погрузить в игровую модель смены;

– произвести планирование совместной деятельности на смену.

Предполагаемые результаты:

– подростки узнают ребят своего взвода, сотрудников лагеря, ориентируются на территории лагеря;

– во взводах и в лагере выработаны общие нормы и правила жизни, начато выполнение исследовательского задания (подростки работают по творческим группам);

– подростки готовы к совместной деятельности и активно в ней участвуют;

– подростки знают тематику программы, ориентированы на участие в ней, владеют общей информацией по культуре смены;

– подростки знают, чего хотят достичь в рамках смены и знают, как этого достичь.

На протяжении данного этапа создаются условия для командного взаимодействия и демонстрации возможностей каждого участника. 

Происходит знакомство с традициями и культурой смены на открытых уроках, встречах с гостями слета и вечерних «свечках».

Мероприятия на уровне взвода Мероприятия на уровне лагеря и тематические мероприятия
– организационный сбор взвода;- учебные занятия: строевая подготовка, туристская подготовка, начально-военная подготовка, альпинизм, тактическая медицина, огневая подготовка,- вечерние сборы взвода;- утреннее и вечернее построения.– знакомство с законами и укладом жизни в лагере;- игра-презентация смены «Юный пограничник» (знакомство с содержанием смены);- специальный комплексный тренинг (командообразование);- линейка открытия смены; 

2 этап – Основной 

(4-10 дни смены)

Задачи:

– погрузить подростков в активную деятельность военно-патриотической направленности;

– реализовать потенциал подростков;

– способствовать командному взаимодействию подростков;

– продемонстрировать подросткам положительные образцы поведения и способствовать принятию подростками позитивных ценностей: ответственность, активная гражданская позиция, неравнодушие к проблемам окружающего сообщества, чувство патриотизма, верность Родине, готовность к служению Отечеству и его вооруженной защите. 

– организовать деятельность, способствующую применению полученных знаний и умений и демонстрации уже того, что знают и умеют;

– создать условия и возможности для участия каждого подростка в различных видах деятельности;

– организовать мероприятия, способствующие развитию потенциала подростков;

– создать ситуацию успеха для каждого подростка;

– организовать процесс обучения по военным, физкультурно-спортивным, туристским дисциплинам.

Предполагаемый результат: 

– подростки принимают активное участие в смене, проявляют интерес и инициативу;

– подростки знают структуру гражданского общества и ключевые права человека; 

– подросток демонстрирует положительные образцы поведения и принимает позитивные ценности: ответственность, активная гражданская позиция, неравнодушие к проблемам окружающего сообщества;

– подросток анализирует происходящее и вносит предложения в проектно-исследовательскую деятельность.

– подросток умеет анализировать качество организуемого дела, деятельность творческой группы, уровень взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

– подросток получил позитивный опыт общения со сверстниками и взрослыми;

– подросток проявил активную позицию участия во всех делах, продемонстрировал знания по всем дисциплинам;

– подросток принял участие в обучающих занятиях, продемонстрировал знания и умения в военных, физкультурно-спортивных, туристских дисциплинах;

– понимание подростком перспективы использования приобретенных знаний, умений, опыта, перспективы дальнейшей работы по пропаганде военно-патриотической деятельности в своем городе, организация военно-патриотических игр.

Реализовать свой потенциал подростки смогут, принимая участие в работе советов, проектно-исследовательских групп, обучающих занятий и в зачётных мероприятиях смены. Каждый подросток сможет принять участие в работе исследовательских групп и дискуссионных площадок; в обучающих занятиях различной направленности, продемонстрировать свои навыки и знания в ходе реализации программы смены, зачётных мероприятиях.

Все теоретические знания по различным дисциплинам военно-патриотической направленности, подростки получат на ежедневных учебных занятиях, которые будут проводить специалисты ВПЦ «Вымпел-Кузбасс», инструктора.

На данном этапе подростки смогут продемонстрировать свои возможности, а также получить новые знания и опыт по следующим направлениям:

– Техника разведения костров;

– Оборудование места базирования;

– Техника преодоления препятствий (подъём по склону, траверс склона, спуск с использованием тормозного устройства);

– Техника наведения навесной переправы;

– Основы скалолазания;                                                                                                                                 – Основы рукопашного боя;                                                                                                                             

– Ориентирование на местности, работа с топографической картой;

– Тактико-технические характеристики современного стрелкового оружия; 

– Устройство АК74, неполная разборка, сборка ММГ АК74, выполнение норматива по снаряжению магазина;

– Отличительные особенности ведения огня из короткоствольного и длинноствольного оружия;            

– Порядок работы с оружием в группе, порядок действия на огневом рубеже;                                        – История российского оружия;

– Строевая подготовка; 

– Строевой устав Ознакомление со статьями строевого устава ст.1-16. 

– Огневая подготовка (стрельба из пневматических винтовок и пистолета);

– Техника снаряжения магазина АК74;

– ТТХ и порядок неполной сборки разборки пистолета Макарова;

– Стрелковый биатлон (соревнования с применением лазертаг и страйкбольного оборудования);

– Основы тактической медицины (остановка кровотечения, вынос пострадавшего с поля боя);

– Техника передвижения на поле боя (передвижение ускоренным шагом, передвижение короткими перебежками, переползание на получетвереньках, переползание на боку, переползание по- пластунски.);

– Строевая подготовка. 

Система оценки этапов, применяемая в рамках комбинированной эстафеты, определяется положением об оценке этапов в заявленной номинации и правилами проведения эстафеты. 

Военно-патриотическую тему, а также тему героизма подростки смогут поднять в ходе встреч с ветеранами и действующими сотрудниками силовых структур (ФСИН, МВД, Росгвардия).

В этот период смены физкультурно-оздоровительная деятельность будет включать в себя на уровне взвода: скалолазание, спортивные часы, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе. 

Традиционно в каждом взводе на вечернем сборе взвода состоится анализ участия индивидуального каждого и взвода в целом в ключевых событиях дня. 

Мероприятия на уровне взводаМероприятия на межвзводном уровнеМероприятия на лагерном уровне
– подготовка к общелагерным делам и конкурсам;- вечерние сборы взвода;- учебные занятия: строевая подготовка, туристская подготовка, начально-военная подготовка, альпинизм, тактическая медицина;– работа советов- работа пресс-службы – Торжественная церемония открытия слета «Юный пограничник»- Линейка, посвященная 77-ой годовщине героической обороны Брестской крепости

3 этап – Итоговый 

(11-14 дни смены)

Задачи:

– создать условия для организации аналитической деятельности, выстраивание перспектив применения полученного опыта;

– создать эмоциональную поддержку подростков;

– проанализировать нормы отношений совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

– подростки удовлетворены участием в программе лагеря;

– подведены итоги коллективной и индивидуальной деятельности в рамках реализации проекта по созданию видеороликов;

– осознание подростком важности приобретённого на слете опыта социально значимой деятельности и возможностей его применения в дальнейшей жизни;

Основной задачей оборонно-спортивного слета «Юный пограничник» станет финальная комплексная сюжетно-ролевая военно-тактическая игра «На страже границы». Подвести итоги коллективной деятельности взвода и выполнения индивидуальных целей каждого подростка в рамках реализации программы,подростки смогут на итоговых сборах Взводов.

Финальная игра-соревнование «На страже границы» проводится по правилам комплексной военно-спортивной эстафеты с целью добрать наибольшее количество баллов.

Каждому взводу, ставится определённая игровая задача. Выполнение поставленной перед взводом задачи делает его победителем игры. В течение дня, 6 августа будет проведен финал игры, дающей возможность каждому участнику смены принять в ней участие. По итогам игры будут определены взводы, занявшие 1,2 и 3 места), а также определены лучшие участники смены в личном зачете.

   Итог игры – защита проекта, создаваемого в течении смены.

Взвод, выполнивший задачу, поставленную перед ним, согласно условиям финальной игры, становится победителем соревнований. Награждается на церемонии закрытия смены.

Дела на уровне взводаДела на межвзводном уровнеДела на лагерном уровне
– итоговый сбор взвода;– репетиции к закрытию смены,  к конкурсным мероприятиям.  – Комплексная сюжетно-ролевая военно-тактическая игра «На страже границы»;- церемония награждения, закрытие смены;- итоговый сбор лагеря;

Система мотивации и стимулирования

Система стимулирования взводов будет представлена в виде рейтинговой таблицы, в которой расположены их номера – по итогам зачётных игр, обучающих занятий, конкурсных испытаний различной направленности.

Одной из главных задач смены для взвода и подростков становится победа в финальной военно-спортивной игре «На страже границы», в которой необходимо применить все имеющиеся знания и знания, полученные в ходе смены. Индивидуальные и коллективные результаты подростков, полученные в течение первых двух этапов смены, будут учтены во время итоговой игры. 

Система аналитической деятельности

Целью аналитической деятельности является приобретение подростком знаний, умений и опыта аналитической деятельности, а также корректировка содержания и организации совместной и индивидуальной деятельности.

На взводном уровне система анализа выстраивается в следующей логике:

1 этап (организационный) – анализируется физическое и эмоциональное состояние подростка, полученная информация, выполнение плана на день.

2 этап (основной) – к вышеназванным объектам анализа добавляется анализ полученных знаний военно-патриотической направленности, военных дисциплин, самоуправления, лидерства; анализ умения работать подростка с информацией, вести исследовательское задание Взвода (отделения), анализируются возникшие во взводе ситуации.

3 этап (итоговый) – основной объект анализа – анализ перспектив, то есть как приобретенные в детском лагере знания, умения и опыт можно использовать в дальнейшей жизни.

В процессе организации аналитической деятельности используются коллективные («свечка», коллективная беседа, дискуссия) и индивидуальные (индивидуальные беседы) формы анализа. На взводном уровне анализ проводится ежедневно на вечернем сборе взвода, после проведения дел, на тематических и проблемных огоньках.

На межвзводном уровне основным объектом анализа является качество и результативность организуемой в лагере деятельности, полученные на сборах знания и умения, перспективы использования этих знаний и умений.

     Методы обучения. Программа «Юный пограничник» будет осуществляться при помощи следующих методов:

Группа методовМетодыСвойства методов
Методы формирование сознания личностиУбеждение, внушение, дискуссии, метод примера.Постановка воспитуемого в позицию полноценного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения.Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод-требование, создание воспитывающих ситуаций, метод проектов.Создание ситуаций направленных на осознание своих обязанностей по отношению к коллективу и обществу, ответственность за свои поступки. Демонстрирование значимой гражданской деятельности для общества. Формирование традиций поведения с помощью регулирующих требований.
Методы стимулирования деятельности и поведения.Соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха.Анализ собственной деятельности, программирование дальнейшего поведения. Стимулирование в различных формах должно быть дозированным и заслуженным.

      Формы образовательно-воспитательной деятельности.

   Организация образовательно-воспитательного процесса должна строиться с учетом возрастных особенностей детей, так как каждой возрастной группе присущи специфические образовательные и воспитательные возможности.

    Участники Программы дети и подростки 12-17 лет. Данный возрастной период сопряжен с активным интеллектуальным и физическим развитием человека, с формированием научного мировоззрения, профессиональным самоопределением. Постепенно у индивидов углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция и его социально-политическая ориентация. 

   Задача работы с данной возрастной группой состоит в предоставлении обучающимся возможности совершенствоваться в процессе общественной деятельности, умении защищать свои права и права других людей, строить индивидуальную и коллективную деятельность. 

   На данном этапе необходимо подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. Именно поэтому в рамках учебно-воспитательного процесса следует уделить внимание не только передаче учащимся знаний о Вооруженных Силах страны и событиях минувших войн, но и формированию у них общественно ценного опыта подготовки к защите Родины. 

    Ведущей формой организации образовательно-воспитательной деятельности программы «Юный пограничник» является индивидуально-групповая .

   Формы организации учебных занятий.

   Для проведения занятий по программе «Юный пограничник» следует использовать следующие  формы их организации: 

    Первая группа форм, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания Программы,  включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера («круглые столы», митинги, встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, и т.д.). 

   Вторая группа форм обусловлена спецификой образовательного блока Программы. Данная группа форм включает, в частности, ознакомление воспитанников с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, марш-бросок, смотры и т.п.).

   Педагогические технологии.

    Для успешной реализации Программы, необходимо использовать современные образовательные технологии, которые позволяют развивать положительную мотивацию учения, такие как:

– Технологии проблемного обучения (включая технологию проблемного диалога);

– Технология блочно-модульного обучения;

– Технология дифференцированного обучения;

– Технология игровой деятельности;

– Здоровьесберегающая технология;

– Проектная и поисково-исследовательская деятельность;

– Дистанционное обучение;

– Имитационные технологии.

  Алгоритм учебного занятия.

Построение занятия в соответствии с данным алгоритмом помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

БлокиЭтапыЭтап учебного занятияЗадачи этапаСодержание деятельностиРезультат
Подготовительный1ОрганизационныйПодготовка детей к работе на занятииОрганизация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация вниманияВосприятие
2ПроверочныйВыявление пробелов в знаниях и их коррекцияПроверка усвоения знаний предыдущего занятияСамооценка, оценочная деятельность педагога
Основной3Подготовительный (подготовка к новому содержанию)Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельностиСообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)Осмысление возможного начала работы
4Усвоение новых знаний и способов действийОбеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изученияИспользование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детейОсвоение новых знаний
5Первичная проверка понимания изученногоУстановление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекцияПрименение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованиемОсознанное усвоение нового учебного материала
6Закрепление новых знаний, способов действий и их применение     Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их примененияПрименение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьмиОсознанное усвоение нового материала
7Обобщение и систематизация знанийФормирование целостного представления знаний по темеИспользование бесед и практических заданийОсмысление выполненной работы
8КонтрольныйВыявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действийИспользование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов
Итоговый9ИтоговыйАнализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работыПедагог совместно с детьми подводит итог занятияСамоутверждение детей в успешности
10РефлексивныйМобилизация детей на самооценкуСамооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работыПроектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях
11ИнформационныйОбеспечение понимания логики дальнейшего занятияОпределение места и роли данного задания в системе последующих занятийОпределение перспектив деятельности

  Дидактические материалы.

Данную программу можно использовать в любой общеобразовательной школе на уроках начальной военной подготовки и уроках ОБЖ, а также в центрах дополнительного образования.

Для оценки эффективности осуществления программы можно воспользоваться объективными данными. Уровень физической подготовки определяется в первые дни занятий физической подготовки, (определяется по таблице, представленной ниже). Данные фиксируются в журнале. 

2.5. Список литературы

1. Все о службе в армии : практическое пособие [Электронный ресурс] / А.А. Агешкин и др. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. – 288 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21383. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

2. На алтарь Победы [Электронный ресурс] / М.А. Григорьева и др. – Электрон. текстовые данные. – Ростов н/Д : Южный федеральный университет, 2010. – 400 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47022. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

3. Дубынина, Т.В. Применение гражданско-правовых средств в деятельности военных организаций : монография [Электронный ресурс] / Т.В. Дубынина. – Электрон. текстовые данные.– М. : Палеотип, 2014. – 179 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48686. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

4. Жиренко, О.Е. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. 1–4 классы [Электронный ресурс] / О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. – Электрон. текстовые данные. – М. : ВАКО, 2008. – 159 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26387. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

5. Зиамбетов, В.Ю. Военно-прикладная физическая подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов : методические рекомендации [Электронный ресурс] / В.Ю. Зиамбетов. – Электрон. текстовые данные. –

Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2014. –

54 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/50099. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

6. Косенков, О.Н. Военное дело в средней школе. История и современность. Преподавание начальной военной подготовки в школах Калининградской области в 1945–2007 годах : монография [Электронный ресурс] /О.Н. Косенков, Г.В. Кретинин. – Электрон. текстовые данные.– Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2011. – 221 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23771. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

7. Кузьмин, В.А. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / В.А. Кузьмин, Е.В. Китрова. – Электрон. текстовые данные. – М. : Новая правовая культура, 2008. – 253 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1100. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

8. Мальцев, А.М. Снайперская подготовка : учебное (практическое) пособие [Электронный ресурс] / А.М. Мальцев. – Электрон. текстовые данные. – М. : Академический проект, 2015. – 184 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36856. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

9. Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе. 1–11 классы [Электронный ресурс] / В.Ю. Микрюков. – Электрон. текстовые данные. – М.: ВАКО, 2009. – 192 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26279. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

10. Чашин, А.Н. Защита прав призывника и военнослужащего : учебное пособие [Электронный ресурс] / А.Н. Чашин. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2012. – 69 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9718. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

11.  Шлянцев, Д.А. Новое о службе в армии. Сроки службы, виды отсрочек, компенсационные выплаты [Электронный ресурс] / Д.А. Шлянцев. – Электрон. текстовые данные. – М. : ГроссМедиа, 2008. – 140 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1103. – ЭБС IPRbooks, по паролю.

                                                                                              Приложение 1

Понятийный аппарат

Патриотизм(от греч. patriotes – соотечественник, от patris – родина, отечество), любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов. 

Деятельность военно-патриотической направленности:формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;воспитание общечеловеческих, национально-культурных ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурнойжизни и самоопределения личности;воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;формирование социально-активной позиции учащихся;оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности (Микрюков В.Ю.).

        Гражданское общество– это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.) (В.И.Леушин, В.Д.Перевалов). 

      Гражданин – индивид, связанный с определенным государством на политико-правовой основе, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках -свободы.

      Гражданственность– наличие у подростка системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять на себя моральную ответственность за его настоящее и будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам.

      Гражданскаяактивность– накопление опыта подростками реальных социально значимых дел, участия в социальных проектах (Т.А.Степанчук).

       Гражданская позиция –это способ и характер взаимоотношений человека с определённой действительностью, которые отражают политические, юридические, нравственные права и обязанности гражданина по отношению к своему государству и предполагают сознательное ответственное отношение человека к обществу (И.Л. Гуляева).

      Активная гражданская позиция –осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

     Гражданское достоинство –высочайшее нравственное понятие, надежный критерий духовного и социального здоровья человека и общества, достоинство гражданина государства (И.Л. Гуляева).

     Ответственность–это качество личности, обязывающее человека отвечать за свои и чужие поступки. 

В современном обществе гражданин рассматривается, как человек принимающий ценность «здоровье», пропагандирующий здоровый образ жизни. Представитель философско-социологическогонаправления В.И.Столяров считает, что здоровый образ жизни– это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя, активного образа жизни и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизнив деятельности детского лагеря тесно связан с физкультурно-оздоровительной деятельностью. В.И.Угнивенко определяет, что физкультурно-оздоровительная деятельность– это комплекс мероприятий, направленных на повышение физического состояния подростков, на их оздоровление средствами физической культуры.

Процесс развитиягражданско-правовой культуры включает в себя коммуникативную культуру. По определению А.В.Мудрика, коммуникативная культура– это система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринуждённо реализовать их в деловом и эмоциональном общении.

Коммуникативная деятельность- взаимодействиедвух (или более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина).

Информационно-просветительская деятельность – целенаправленный процесс отбора, переработки и передачи информации; процесс, изучающий сущность, принципы и условия формирования информативной среды; процесс, выявляющий закономерности, содержание, формы и методы эффективной организации информативного взаимодействия (по А.И.Ракитову, Н.Н.Моисееву, В.П.Воробьеву и др.).

Ключевымкомпонентом гражданско-правовой культуры является реальный социальный опыт подростка, приобретенный им, в ходе освоения знаний и практической деятельности, умения и навыки. 

Проектно-исследовательская деятельность (далее проектирование)–это процесс подготовки описания, необходимого для создания в заданных условиях ещё несуществующего (то есть нового!) объекта, который нужно увидеть, придумать, изобрести. Главной особенностью проектирования является работа с ещё несуществующим объектом, и потому ни у кого нет возможности описать новый объект сразу, без последующих исправлений и уточнений, поскольку объект несуществующий (знаковый, идеальный, виртуальный).

     Социальная активность – это сознательная и целенаправленная деятельность личности, степень проявления его сил, возможностей и способностей как члена коллектива, члена общества» (А.С.Капто).

Общественно-значимая деятельность – это действия, направленные на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке и во внешней социальной среде.

Приложение 2

Календарный учебный график

Учебный график состоит из 2 учебных недель, 14 дней. Дата начала занятий – 25 июля, дата окончания – 7 августа.

№п/пМесяцЧислоВремя проведения занятияФорма занятияК-во часовТема занятийМесто проведенияФорма контроля
1.июль2512.00Торжественная линейка1Церемония открытия сменыПлацнаблюдение
2.июль2516.00Видео-лекторий по ЗОЖ1Профилактика употребления ПАВАктовый залбеседа
3.июль2518.00Конкурс боевых листовок1«Здравия желаем!»Летняя эстрадаАнализ результатов
4.июль2520.00Тематический огонек1«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»Летняя эстраданаблюдение
5.июль2521.30Тематический костер + тренинг2«Я  юный пограничник»Плацнаблюдение
6.июль2610.00Физ.подготовка1Спорт-часСпортплощадканаблюдение
7.июль2611.00Тренинг2Лидерство и командообразование.Летняя эстраданаблюдение
8.июль2612.00Практическое занятие1Строевая подготовкаПлацнаблюдение
9.июль2615.00лекция1Знакомство с устройством боевого оружияаудиториятест
10.июль2618.00Практическое занятие1Отработка навыков боевых действийПлацнаблюдение
11.июль2710.00Практическое занятие1Строевая подготовкаПлацнаблюдение
12.июль2712.00Круглый стол1Встреча с ветеранамиАктовый залбеседа
13.июль2716.00Подвижные игры2Волейбол первенствоВолейбольная площадкаАнализ результатов
14.июль2718.00Практическое занятие1Медицинская помощьаудиториитест
15.июль2720.00Конкурс рисунков1«Пусть всегда будет мир!»Летняя эстрадаАнализ результатов
16.июль289.00Физ.подготовка1Спорт-часСпортплощадканаблюдение
17.июль2812.00Практическое занятие2Боевые действияСпортплощадканаблюдение
19.июль2813.00Сбор1«Юный пограничник»Плацнаблюдение
20июль2816.00Практическое занятие1Строевая подготовкаПлацнаблюдение
21.июль2819.00Интеллектуальная игра1«Многоликая Россия»Летняя эстрадаАнализ результатов
22.июль299.00Практическое занятие1Туристическая подготовкаЛетняя эстрадатест
22июль2910.00Практическое занятие2Медицинская подготовкааудиторияАнализ результатов
23.июль2912.00Практическое занятие1Пулевая стрельбатирАнализ результатов
24.июль2915.00Подвижные игры2Футбол первенствоФутбольное полеАнализ результатов
25.июль309.00Физ.подготовка1Спорт-часСпортплощадканаблюдение
26.июль3011.00лекция1Проектная деятельностьАктовый залтест
27.июль3014.00Практическое занятие1Туристическая подготовкаЛетняя эстрадатест
28.июль3016.00Практическое занятие2Боевые действияСпортплощадканаблюдение
29.июль3019.30Конкурс самодеятельности2«Таланты смены»Летняя эстрадаАнализ результатов
30.июль3110.00Видео-лекторий по ЗОЖ1Профилактика употребления ПАВАктовый залбеседа
31.июль3111.00Практическое занятие2Туристическая тропаТерритория ЦАОАнализ результатов
32.июль3117.00Интеллектуальный конкурс1«Что? Где? Когда?»Летняя эстрадаАнализ результатов
33.июль3120.00Тематический огонек1«Сердцу милый уголок»Летняя эстраданаблюдение
34.август0110.00Практическое занятие1Строевая подготовкаПлацнаблюдение
35.август0112.00Круглый стол1Встреча с ветеранамиАктовый залбеседа
36.август0116.00Практическое занятие3Основы ориентированияТерритория ЦАОАнализ результатов
37.август0120.00Сбор1«Юный пограничник»Плацнаблюдение
38.август029.00Физ.подготовка1Спорт-часСпортплощадканаблюдение
39.август0211.00лекция1Проектная деятельностьАктовый залтест
40.август0212.00Практическое занятие1Пулевая стрельбатирАнализ результатов
41.август0216.00Практическое занятие1Строевая подготовкаПлацнаблюдение
42.август0219.00Сбор-огонек1«Юный пограничник»Летняя эстраданаблюдение
43.август0309.00Практическое занятие1Строевая подготовкаПлацнаблюдение
44.август0311.00Практическое занятие1Пулевая стрельбатирАнализ результатов
45.август0316.00Практическое занятие3Сдача спортивных нормативовспортплощадкаАнализ результатов
46.август0320.00Творческое мероприятие2Вечер бардовской песниЛетняя эстраданаблюдение
47.август049.00Практическое занятие1Строевая подготовкаПлацнаблюдение
48.август0412.00Практическое занятие2Веревочный городокТерритория ЦАОАнализ результатов
49.август0415.00Игра4«На страже границы»Территория ЦАОАнализ результатов
50.август0420.00Сбор-огонек1«Юный пограничник»Летняя эстраданаблюдение
51.август0509.00Физ.подготовка1Спорт-часСпортплощадканаблюдение
52.август0511.00Конкурс по строевой подготовке2«Пост№1»ПлацАнализ результатов
53.август0517.00Конкурс инсценированной песни2«Красная гвоздика»Летняя эстрадаАнализ результатов
54.август0520.00Сбор-огонек1«Юный пограничник»Летняя эстраданаблюдение
55.август069.00Физ.подготовка1Спорт-часСпортплощадканаблюдение
56.август0611.00Практическое занятие1Защита социальных проектовАктовый залАнализ результатов
57.август0612.00Выставка1«Таланты смены»Летняя эстрадаАнализ результатов
58.август0617.00Концерт2«Мы говорим вам до свидания!»Летняя эстраданаблюдение
59.август0620.00Сбор-огонек1«Юный пограничник»Летняя эстраданаблюдение
60.август0621.30Тематический костер1«Я – патриот!»Плацнаблюдение
61.август0710.00Церемония закрытия смены1«Служу Отечеству!»Плацнаблюдение
62.август0711.00тренинг2«Орлятский круг»Плацнаблюдение

Приложение 3

Уровень физической подготовленности 

Учащихся  13 – 16 лет. 

Физические способностиКонтрольныеУпражнения ( тест)Воз-растуровень
низкийсреднийвысокий
скоростныеБег 30 м.секунды13 14 15 165,9 5,8 5,5 5,25,6 –5,2 5,5 – 5,1 5,3 – 4,9 5,1 – 4,74,8 4,7 4,5 4,4
Скоростно –силовыеПрыжки в длину с Места (см)13 14 15 16150 160 175 180170 – 190180 – 195190 – 205195 – 210205210220230
выносливость6 мин. Бег(метры)1314151610001050110011001150 – 12501200 – 13001250 – 13501300 – 14001400145015001500
гибкостьНаклон в перёд Из положения сидя1314151623455 – 77 – 98 – 109 – 129111215
силовыеПодтягивание на Высокой перекладине из Положения виса1314151612345 – 66 – 77 – 88 – 9891011

Приложение  4

Нормативы

по  физической подготовке

№ п/пНаименование упражнений Ед. измотлхорудовл
1Бег 100 мсек16,517,017,8
2Кросс 1000 мМ/с 4,304,404,55
3Кросс 3000 мМ/с15,3016,3017,00
4Кросс 5000 м М/с25,1026,4027,30
5Кросс 10000 мМ/с50,0052,3055,00
6Лыжи 5000 мМ/с29,0031,0033,00
7Прыжок в длину с местасм190180165
8Сгибание рук в упоре на брусраз1197
9Подтягивание на перекладинераз1087
10Подъём переворотомраз543
11Метание гранаты РГД-5Метр332823
12Метание гранаты Ф- 1Метр 282218

Приложение 5

                      Разрядные нормы по стрельбе пулевой 

Пневматические винтовки ИЖ-38, ИЖ-22, пули ДН,ДЦ, прицел открытый

Индекс упражненияУпражненияДистанциявыстрелымишеньВремя (мин)Спортивные разряды 
пробныезачетные  IIIIIII юн.
ВП-1Стрельба с опорой на стол106208301715130
ВП-2Стрельба стоя106208451513110
ВП-3Стоя с колена106208453533310