Воспитательная программа

Педагогические программы уникальны и подходят для любой возрастной группы. В течение всей смены ребята живут по плану дня, в котором у них проходит три масштабных мероприятия в день и дополнительная работа для развития индивидуальных талантов ребенка в виде хобби площадок.
Традиционными мероприятиями в нашем лагере уже стали игры по территории: «В погоне за временем», «Мафия в городе!», «Белый Мальчик» (для старших ребят), экономическая игра «Арбат». Творческие общелагерные мероприятия: «Премия КосмосTV», «В ритме ТАНЦА», Театр «ЛЕГЕНДА». Так же любимые многими ребятами интеллектуальные игры: музыкальная игра «Радио Дача», игра «ЧТООООО?!» и «Мемология».

Департамент образования администрации Кемеровской области
Муниципальное автономное учреждение «Оздоровительный комплекс «Отдых»
 
 
Принята на заседании                                                                                    Утверждаю
 Методического совета                                                                               Директор МАУ        
От «___»______2018г.                                                                                  «ОК «Отдых»
Протокол № 1                                                                                                 ______________
                                                                                                                     Т.Б. Мелкобродова 
                                                            .                                                        «___»_______2018г.
 
 
 
Дополнительная общеразвивающая программа
 Художественной, туристко-краеведческой
 и социально-педагогической    направленности
«Путешествие к звездам»
 
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Срок реализации: июнь-август
 
Автор-составитель: 
Форова Светлана Валерьевна,
методист
 
 
  
г. Кемерово, 2018
Содержание
 
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»……………3
1.1.       Пояснительная записка…………………………………………………….3
1.2.       Цель и задачи программы………………………………………………….8
1.3.       Содержание программы……………………………………………………8
1.4.       Планируемые результаты………………………………………………..26
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий.……28
2.1. Календарный учебный график……………………………………………..28
2.2. Условия реализации программы…………………………………………..35
2.3. Формы аттестации…………………………………………………………..36
2.4. Оценочные материалы………………………………………………………37
2.5. Методические материалы…………………………………………………..40
2.6. Список литературы………………………………………………………….61
Приложения …………………………………………………………………..64
 
  
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
 
1.1.Пояснительная записка

Летние каникулы — самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Летние каникулы — это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ре­бенка открывают детские оздоровительные лагеря.
Организация летнего отдыха — один из важных аспектов образовательной деятельности. Организованная деятельность детей в летний период позволяет сделать педагогический процесс непрерывным в течение всего года.
Детский загородный оздоровительный лагерь – наиболее благоприятная территория для сотворчества ребенка и педагога. И не зря 14 дней  жизни в оздоровительном лагере называется «смена». Ведь каникулы – это смена деятельности (с учения – на отдых как на деятельность, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению работоспособности). Смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий. Смена единого социокультурного и информационного пространства, новые формы учебно-воспитательного процесса, новая природная и социально-коммуникативная среда.
С точки зрения детей каникулы – идеальное время для отвлечения от школьных занятий, для развития творческого потенциала, включения их в систему новых отношений, время для личностного роста. Летние каникулы глазами педагога – продолжение процесса формирования, социализации и 
образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой благодаря обогащению его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению деятельности. Залог успеха организации оздоровительно-образовательной деятельности детского лагеря – согласование этих представлений о назначении летних каникул.
Летний отдых детей является приоритетным направлением в деятельности Правительства и Департамента  образования Кемеровской области.
В соответствии с Концепцией развития отдыха и оздоровления детей, принятой на Коллегии Кемеровской области, дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие к звёздам» позволит обеспечить творчество воспитанников и педагогов, систематизировать работу Центра активного отдыха «Космос». Это является на сегодняшний день одной из стратегических задач государственной политики, так как несет в себе позитивный потенциал развития и поддержки активности молодежи, раскрывает возможности ее жизненной и профессиональной ориентации. Тем самым, основными направлениями программы «Путешествие к звёздам» являются :
·              художественное;
·              туристко-краеведческое;
·              социально-педагогическое.
    Программа «Путешествие к звёздам» позволит актуализировать возможности участников, содействовать развитию способностей, осознанному и ответственному выбору своего места в мире.Стремительно меняющиеся интересы и потребности детей и молодежи разных возрастов, позволяют косвенно влиять на формирование ценностей подрастающего поколения, норм отношений и поведения. 
    По степени авторства Программа является модифицированной.  За основу взяты: 
 
— Программа оздоровительно-образовательной деятельности «Радуга детства» МАУ ДОЛ «Заря» г. Асбест, авторы-составители Ю.И. Туруткин и Л.И. Шабурова;
—  Дополнительная образовательная общеразвивающая программа летней организации отдыха и оздоровления «В стране добрых волшебников» , автор-составитель Ганюшкина А.В. 
      Программа «Путешествие к звёздам» по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности является интегрированной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность. Программа включает в себя 
 4 модуля: «Думай», «Дерзай», «Двигайся», «Действуй».
   Модуль «Думай» предполагает занятия по краеведению и основам туризма. 
   Модуль «Дерзай» — занятия  объединений по интересам: «Конструкторское бюро»- техническое проектирование, вокально-хореографическая студия «Солярис», изо-студия «Космическая одиссея», Пресс -центр «Космические хроники», студия прикладного творчества «Звёздная мозаика».
   Модуль  «Двигайся» — занятия по физической подготовке.
   Модуль «Действуй» — занятия по профориентации (только для ребят с 12 лет).
По уровню усвоения программа «Путешествие к звёздам» – общекультурная.
Актуальность.
Актуальность программы заложена в следующих ее качествах:
— социальная полезность.У детей формируются навыки содержательного досуга, здорового образа жизни, бытовой самоорганизации, коммуникативные навыки. Содержание  Программы дает ребенку возможность социального и допрофессионального самоопределения. 
— многообразие направлений деятельностиПрограмма предлагает весь спектр видов деятельности детского сообщества, как индивидуальных, так и коллективных. Каждый воспитанник получает возможность неоднократно испытать ситуацию успеха, повысить свой статус.
— свободный выбор вида деятельности.Профиль деятельности выбирается ребенком самостоятельно, в соответствии с его интересами, природными склонностями и способностями.
— обновление «предлагаемых обстоятельств».Форма организации воспитательной среды в Центре позволяет ребенку на время оздоровительной смены начать «жизнь с белого листа».
Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие к звёздам» нацелена на воспитание современного нового человека, тому, что ему необходимо знать, уметь, ценить, чтобы создать свой яркий и успешный мир. Также «новый человек» должен обладать определенными качествами, навыками, знаниями и умениями, наличие которых диктует современность, уровень развития общества. Так, на сочетании прошлого опыта и современного развития, был определен тот набор качеств и навыков, которые можно воспитывать и развивать в условиях профильной смены летнего лагеря. 
Разработка дополнительной общеразвивающей  программы была вызвана:
— актуальностью задач современного образования;
— повышением спроса родителей и детей на организованный и содержательный отдых школьников в условиях загородного лагеря;
— необходимостью завершения реализации групповых и индивидуальных образовательных траекторий; 
— модернизацией старых форм образовательной деятельности и введением новых;
— необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации поставленных целей и задач.
    Адресат программы.  Программа «Путешествие к звёздам» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет. При комплектовании особое внимание

уделяется детям из творческих объединений, активистам школьного и городского самоуправления, участникам туристических клубов.     
    Объем и срок освоения программы.  По продолжительности Программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 1 лагерной смены (14 дней). Программа рассчитана на 68 часов.
     Форма обучения– очная.
     Особенности организации образовательного процесса. При реализации программы «Путешествие к звездам» возникают условия создания ситуации успеха для каждого участника программы.
    Обучение по программе способствует развитию межпредметных связей по общеобразовательным предметам: география, риторика, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, экология, обществознание.
    Наличие веревочного парка позволяет проводить полноценные занятия по туристической подготовке. 
    Учебные занятия проводятся квалифицированными специалистами из числа воспитателей-преподавателей  и педагогами дополнительного образования.
    Занятия по программе проходят ежедневно по расписанию, с учетом возрастных групп (отрядов) и их индивидуального выбора по видам деятельности.  
    В качестве формы организации деятельности лагеря выбрана сюжетно – ролевая игра «Сквозь Вселенную навстречу приключениям», с помощью которой выстраивается модель поведения, позволяющая детям попробовать разные социальные роли, проявить творчество и самостоятельность. 
 
1.1. Цели и задачи программы
 
                 Цель:
    Создание условий для организованного отдыха, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья  детей, обогащение их краеведческими и туристическими знаниями, развития  их творческих способностей и социальной инициативы, путём вовлечения в совместную деятельность. 
       Задачи:
-предоставить участникам программы для  индивидуального выбора максимальное количество направлений деятельности дополнительного образования детей;
— обеспечить непрерывность процесса обучения и воспитания школьников в период летнего отдыха через организацию интересного, полезного и полноценного летнего отдыха для детей и подростков;
— развивать познавательные интересы, творческие способности через вовлечение детей в активную деятельность центра;
— создать условия для сохранения и укрепления здоровья, физической выносливости через вовлечение детей в активную спортивно-оздоровительную и туристическую деятельность;
— создать комфортные условия в лагере для самовыражения личности всех его участников в разных видах деятельности, поддерживать ситуацию успеха на протяжении всей смены. 
 
1.2.Содержание программы
    Поставленные задачи могут быть наиболее полно решены через организацию основных содержательных модулей:
— «Думай»;
—  «Дерзай»;
—  «Двигайся»;
—  «Действуй».

Содержание учебного плана
 
I.             Модуль «Думай».  
1.    Раздел «Основы туризма»
Тема 1. «Общая туристическая подготовка». 
   Тема 1.1. Туристские путешествия, история развития туризма
Теория:Туризм средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретения трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Виды туризма: горный, пешеходный, водный, велосипедный, лыжный, этнографический, экскурсионный, зарубежный. Понятие о спортивном туризме. Туристские нормативы и значки: «Юный турист России», «Турист России».
Тема 1.2. Туристское снаряжение
Теория:Личное и групповое снаряжение. Понятие о видах снаряжения. Перечень личного снаряжения для однодневного и многодневного поход, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков; преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Снаряжение для зимних походов, типы лыж. Как
готовиться к походу. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда для приготовления пищи. Топоры, пилы. Состав и назначение походной аптечки. Хозяйственный набор: костровое оборудование, рукавицы, ножи и др. особенности снаряжения для зимнего похода. Ремонтный набор.
Практика: Укладка рюкзака и подгонка снаряжения. Ремонт и уход за снаряжением.
Тема 1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги
Теория:Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и др.). Основные требования к месту привала и бивака. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование его (выбор места для палатки, костра; определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток, размещение вещей в них. Предохранение палаток от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Нормы поведения туристов в населенных пунктах. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком,
колюще-режущими предметами. Типы костров. Правила разведения костра. Заготовка дров. Противопожарные меры. Правила работы с топором и пилой. Правила хранения и переноски колюще-режущих предметов. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Организация ночлегов в помещении.
Практика:Организация бивака в полевых условиях (определение места, пригодного для привала и ночлега, развертывание лагеря, разведение костра). Обучение пользованию топором, пилой, лопатой, ремонтным инструментом.
Тема 1.4. Питание в походе – энергия в движении
Теория:Значение правильного питания в походе. Набор продуктов. Нормы расхода продуктов. Меню. Хранение продуктов. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Варианты организации питания в однодневном походе: на бутербродах и с приготовлением  горячих блюд.
Тема 1.5. Подготовка и организация путешествия
Теория:Составление плана подготовки похода. Разработка маршрута, составление плана -графика движения. Техника и тактика похода, преодоление естественных препятствий. Маршрутный лист и маршрутная книжка. Путевой дневник. Права и обязанности участников похода. Управление и самоуправление в группе. Походные должности. Психология
взаимоотношений в туристской группе. Правила, законы и традиции туристско – краеведческой деятельности. Подбор группы. Должности в группе постоянные и временные. Распределение обязанностей в группе. Подготовка снаряжения. Отчетная документация по итогам похода.
Тема 1.6. Основы физической подготовки юного туриста
Практика:силовая подготовка, подвижные игры.
Тема 1.7 Топографическая и спортивная карты
Теория:Определение роли топографии и топографических карт. Масштаб и его виды. Масштабы топографических карт. Понятие генерализации. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб и нагрузка (специализация). Какие карты пригодны для разработки маршрутов. Спортивная карта, ее назначение, отличие от топографической карты. Способы и правила копирования карт. Защита карт от непогоды.
Тема 1.8.  Ориентирование
Теория:Компас, его устройство, правила обращения. Ориентир, что может служить ориентиром. Четыре действия компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Определение азимута, факторы, влияющие на точность движения по азимуту. Приемы обхода препятствий. Движение через промежуточные ориентиры. Способы
измерения расстояний на местности и на карте. Использование нитки и среднего шага. Как замерить средний шаг. Глазомерный способ определения расстояния. Способы тренировки глазомера. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям местных предметов. Действия при потере ориентировки.
Практика:Ориентирование по местным предметам. Определение азимута по карте. Определение азимута на ориентир. Прохождение азимутальных отрезков. Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Тема 1.9. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи
Теория:Походная медицинская аптечка. Ее комплектование, хранение, транспортировка. Перечень, дозировка и назначение лекарственных препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, смазки. Личная аптечка туриста. Индивидуальные лекарства, применяемые при хронических заболеваниях. Профилактика инфекционных заболеваний, травм. Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения и т.д.), тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся. Помощь утопающему. Искусственное дыхание. Пищевые отравления. Правила переноски пострадавшего. Переноска вдвоем на шестах или лыжах; на носилках – плетенка из веревок; изготовление волокуш из лыж и носилок из шестов.
Практика:Комплектование медицинской аптечки. Способы обеззараживания воды. Оказание помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноз, оказание помощи).
Изготовление волокуш, носилок. Различные виды транспортировки пострадавшего.
Тема 2. Туристический слет.
Практика: Походная деятельность.
 
II.          Модуль «Дерзай».  
   Занятия планируются и проводятся по индивидуальному образовательному маршруту, в соответствии с запросами и творческими возможностями обучающихся.
1.   Кружок по техническому проектированию «Конструкторское бюро»
1.    Тема «Вводное занятие. Материалы и инструменты. Знакомство с технической деятельностью человека. Техника безопасности». 
Теория.Дать понятие «техническое творчество». Знакомство с историей развития технических изобретений. Материалы и инструменты, техника работы с инструментом. Изучение травил ТБ.
2.   Тема «Знакомство с условными обозначениями графических изображений. Технические понятия. Первоначальные технические знания и умения.»
Теория.Познакомить с определениями: «Эскиз», «Технический рисунок», «Развёртка», «Проекция», «Геометрические фигуры и тела», «Шаблон».
Практика.Деление окружности на равные части.
3.   Тема  «Изготовление макетов и моделей из бумаги и картона».
Практика.Разработка и изготовление модели самолета.
4.   Тема «Изготовление объемных моделей с применением пенопласта и других бросовых материалов.
Практика.Изготовление модели яхты.
5.   Тема «Простейшие машины и механизмы. Работа с конструктором».
Практика.Изготовление моделей автомобилей.
6.   Тема «Виды развёрток составных частей конструкции».
Практика.Изготовление многогранников, кусудама.
7.   Тема «Художественное оформление поделок».
Практика.Покраска, роспись по металлу и стеклу.
8.   Тема «Заключительное занятие». 
Практика.Организация и проведение выставки работ.
 
2.    Студия прикладного творчества «Звездная мозаика»
1.   Тема  «Работа с бумагой».
  Теория. Знакомство с бумагой: виды, свойства. Виды работ с бумагой: оригами, аппликация, обрывная аппликация, мозаика. Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия. Изготовление изделий из бумаги.
    Практические работы.Выполнение творческих работ с бумагой. Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашиванием.
 

1.   Тема  «Работа с природными материалами».
Теория.Правила безопасной работы с природными материалами. Значение работы с природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия.
     Практические работы.Изготовление плоскостных, рельефных, объемных изделий из природных материалов по эскизам и сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шипах; сборка изделия.
3.      Тема « Лепка из солёного теста».
   Теория. Рецепт подготовки солёного теста. Азбука солёного теста. Приготовление теста, покраска, свойства. Фон, подготовка основы. Поэтапное выполнение изделия. Правила безопасной работы с солёным тестом. Гигиена труда.
    Практические работы.Лепка фигур животных, картин, натюрморта, игрушечной «еды», растений, головоломок.
      4. Тема « Поделки из бросового материала».
   Теория.   Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы. Свойства бросового материала.
     Практические работы.Изготовление творческих изделий из бросового материала. Декоративное оформление изделия окрашиванием.
      Свойства яичной скорлупы, её обработка, приёмы работы со скорлупой. Правила безопасной работы. Работа по эскизу. Использование всей цветовой гаммы. Разновидности пуговиц. Размеры, цвета ленточек. Прищепки. Цветная проволока. Техника безопасности. Декупаж. Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Способы формообразования деталей изделия. 
       5. Тема  « Новый вид старым вещам». 
   Теория.   Краткая характеристика операций подготовки и обработки материалов (последовательность, инструменты и приспособления). Правила безопасной работы.
    Практические работы.Выполнение игрушек, изделий из старых вещей; выставка творческих работ.
6. Заключительное занятие.
Практика.Организация и проведение выставки работ.
 
3.Изо-студия «Космическая одиссея»
 
1. Тема  «Пусть всегда буду я!».
    Практика.    Почти на каждом рисунке — солнышко, много ярких цветов: зеленого, голубого, красного…
Среди представленных рисунков есть самые разные: исполненные цветными карандашами, фломастерами и даже акварельными красками, что потруднее будет. Но дети рисуют от всей души, рисуют солнце, природу, детей, таких же, как они сами… А есть верная примета: если дети рисуют солнце, то они счастливы… Если маленьким художникам вдруг становится грустно, то они скорее нарисуют дождь, а не солнце, не правда ли? 
2.Тема «Звёздное небо»
Практика «Рисование способом «печатанья».Детям очень нравится рисовать с помощью различных печатей и штампов. Это хороший способ разнообразить занятия рисованием. В продаже есть много различных печатей: пластиковые, деревянные. Не обязательно их покупать. Легко такие печати можно сделать своими руками из обычной картошки.
    Что нужно для поделки:
ровные удлиненные клубни картофеля, железные формочки для печенья, нож. 
    Как сделать: 
1. Картофель разрежьте пополам или на две неравные части. Возьмите ту, которая побольше. 
2. Вдавите на срезе формочку для печенья. 
3. Ножом аккуратно срежьте лишнее и удалите формочку. 
   Печать готова. Можно вставить какую-нибудь палочку, чтобы удобнее было держать. 
     Как рисовать: 
   Налейте краску в блюдце или крышку, обмакните в нее печать и наносите рисунок на лист бумаги. 
3.Тема «Полёт на волшебной ракете».
  Практика «Пальчиковое рисование». Рисование таким способом прекрасно развивает мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребенка. Также во время таких занятий происходит и развитие нервной системы, которая отвечает за уверенное управление телом: хорошо сидеть, уверенно ходить, бегать. Пальчиковое рисование обостряет восприятие цвета, границ изображения. Ребенок начинает творить исходя из своего возраста, учится различным техникам рисования, которые пригодятся ему в дальнейшем при создании более взрослых и осознанных шедевров.
4.Тема «Млечный путь»
Практика «Рисование в технике «набрызг».Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. Путём набрызга мы создаём некий фон для нашего дальнейшего рисунка. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ!
Способ получения изображения с помощью набрызга заключается в следующих действиях: набираем краску на зубную щётку, поворачиваем её щетинками вниз и, держа над бумагой, проводим по щетинкам любым плоским предметом по направлению к себе. Краска разбрызгивается на бумагу. Если предварительно положить силуэт, а после выполнения набрызга его снять, то оставшийся чистым силуэт на бумаге можно дорисовать по усмотрению ребёнка.
5.Тема «Гости из будущего».
Практика «Ниткография».Опустите нитку в краску. Выложите изображение на листе бумаги, оставляя один конец свободным. Сверху положите другой лист прижмите рукой и вытяните нитку за кончик. Что это? Морозные узоры, букет цветов, мотыльки или волшебный сон?
6.Тема «Лето наших побед!».
Практика «Сюжетное рисование».
7.Тема «Иллюстрация поздравительного плаката «С днём рождения, любимый город!».
  Практика.В этом году город Кемерово отмечает свое столетие, к этой замечательной дате оформляется выставка плакатов.
8.Тема «Мои каникулы!»
   Практика «Рисование мелом на асфальте»«Это правда, ну чего же тут скрывать, дети любят, очень любят рисовать на бумаге, на асфальте, на стене…» Кто из нас не рисовал в детстве мелом на асфальте? Такие удивительные следы появлялись на серой неровной поверхности. И так волшебно исчезал мелок, оставляя в руке лишь маленький цветной «огрызок». И асфальт расцветал удивительными красками, и желтое солнце светило неровными лучами, а в синем небе парил воздушный шар с какими-то непонятными существами на борту…
1.   Тема «Зажги свою звезду!»
Практика.Оформление и проведение выставки работ.
 
2.   Вокально-хореографическая студия «Солярис»
1.   Тема «Народное творчество».
Теория.Знакомство с особенностями  русского народного творчества. Русская народная песня, частушки. Русский народный танец : хоровод, кадриль.
Практика.Разучивание и исполнение русских народных песен и танцев.
2.    Тема «Творчество народов мира».
Теория.Знакомство с различными музыкальным жанрами: джаз, блюз, кантри. Знакомство с национальными танцами: гопак, сиртаки, румба.
Практика.Разучивание и исполнение   песен и танцев народов мира.
3.    Тема «Современные жанры и направления в музыке и хореографии.
Теория.Знакомство с современными музыкальными направлениями и течениями.
Практика.Разучивание и исполнение   современных популярных песен и танцев.
 
3.   Пресс-центр «Космические хроники»
1.   Тема «Жанры журналистики»
Теория. Секреты успешного общения. Знакомство с разными жанрами журналистики и их особенностями.
Практика. Тестирование «Я – журналист?». Создание текстов разных жанров, их обсуждение, отбор материала для газеты.
2.   Тема «Этика журналиста. Знакомство с ГОСТами: текст печатного издания».
Теория.Беседа об этике журналиста.
Практика. Оформление печатного материала по ГОСТу.
3.   Тема «Работа с зеркальной фотокамерой».
Теория. Зеркальная фотокамера ее устройство и принцип работы.
Практика. Снимаем мероприятие.
4.   Тема «Работа с видеокамерой».
Практика. Создание первого фото-и видео-репортажа «4 день – полёт нормальный!»

5.Тема «Сценическая речь. Сценическое движение»
Практика. Мастер-класс по сценической речи и сценическому движению. Видеопробы.
6.Тема «Обработка и монтаж видеоматериала с помощью Windows Live Movie Maker». 
Практика. »  «Обрабатываем видеоматериал». Отбор готового материала для видеоновостей.
7.Тема «Запуск проекта «Космические хроники».
Практика.  Сбор  и обработка фото- и видео- материала, репортажи, интервью.
8.Тема «Выпуск газеты «Открытое окно в Космос».
Практика. Работа в микрогруппах: работа над выпуском печатного издания. 
9.Тема «Выпуск новостей «Космические хроники».
Практика.Работа в микрогруппах: обработка и монтаж  видеоматериалов.
1.   Тема « Фильм «Курс к звёздам».
Практика.Съемка, монтаж и демонстрация фильма.
 
I.             Блок «Двигайся»
1.   Тема «Массовые подвижные игры».
Теория.Знакомство с русскими народными и популярными подвижными играми. Правила ТБ.
Практика.Разучивание правил игры и отработка игр: лапта, казаки-разбойники, салки, утки и разбойники и др. 
2.    Тема «Командные игры». 
Теория.Знакомство с правилами и приемами командных игр. Правила ТБ.
Практика.Разучивание правил игры и отработка игр: пионербол, волейбол, баскетбол, футбол, стрит-бол. Соревнования по командным играм.
 
 
II.          Блок «Действуй»
1.    Раздел «Я и мои возможности».
1.   Тема «Самооценка. Мои интересы и склонности. Понятие о темпераменте.
Теория.Понятия «Самооценка», «склонности», «темперамент». Типы темперамента.
Практика.Тестирование  по определению склонностей и типа темперамента.
2.    Тема «Формула выбора профессии.
 Практика. Творческое задание – защита проекта «Формула профессионального успеха».
2.Раздел «Мир профессий».
1. Тема «Классификация профессий».
  Теория. Что я знаю о профессиях?Классификация профессий.Профессии типа «Человек – Знак», профессии типа «Человек – Природа»,  профессии типа «Человек – Человек»,  профессии типа «Человек – Художественный образ»,  профессии типа «Человек – Техника».Ошибки в выборе профессии.
 Практика. Психологический КВН.
2.Тема «Профессиональные учебные заведения»
  Теория.Знакомство с учебными заведениями города Кемерово и со специальностями. Выступления приглашенных представителей из учебных заведений нашего города.
3.Раздел «Постановка жизненной цели»
1. Тема «Технология превращения мечты в цель»
Практика.Групповой тренинг. 
2.Тема «Составление образовательных маршрутов»
Практика.Индивидуальный тренинг.
3.Тема «Фестиваль профессий».
Практика.Командное представление презентации современных популярных профессий.
 
1.1. Планируемые результаты.
 
    Главным результатом реализации дополнительной общеразвивающей программы «Путешествие к звёздам»  должно стать оздоровление детей, интересный, насыщенный событиями и впечатлениями летний отдых. 
В течение смены ребята должны овладеть коммуникативными умениями(жить дружно в отряде, ежедневно сотрудничать друг с другом в ходе воспитательно-образовательной деятельности, взаимодействовать с ребятами из других отрядов и с педагогами); навыками ведения здорового образа жизни(организации здорового досуга, пользования правилами безопасности жизнедеятельности). 
    Система личностного ростапозволит ребятам полнее раскрываться в коллективе. Предполагается повысить социометрические статусы замкнутых детей, а у лидеров развить их организаторские способности. 
   Основными ожидаемыми результатамибудут являться: 
— оздоровление, снижение эмоциональной нагрузки школьников;
— освоение основ продуктивного диалога между детьми и педагогами;
— повышение устойчивой мотивации к изучению истории и культуры города Кемерово и Кузбасса;
— освоение  детьми навыков социально — полезной деятельности;
— развитие навыков межличностного и коллективного общения; 
— развитие организаторских и лидерских качеств; 
— самореализация в творческой и познавательной деятельности; 
— развитие художественно-эстетических качеств; 
— повышение интереса к прикладным видам искусства;
— развитие у обучающихся интереса к занятиям хореографией и вокалом. 

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
1.1.       Календарный учебный график
 
   Продолжительность учебного процесса – 5 смен: 
1 смена- 03.06-16.06.18;
2 смена – 18.06-01.07.18;
3 смена – 03.07-16.07.18;
4 смена – 18.07-31.07.18;
5 смена – 02.08- 15.08.18.
Учебный график каждой смены  состоит из 2 учебных недель, 14 дней. 

1.1.      Условия реализации программы
   
Материально-техническое обеспечение
    Помещения и площадки: учебные кабинеты – 4; спортивные площадки – 2; бадминтонные столы – 4; футбольное поле – 1; волейбольное поле -1; баскетбольное поле – 1; веревочный парк – 1; пейнтбольное поле – 1; плац – 1; актовый зал -1;  спальные корпуса-3; сауна – 1; душевые – 1; банно-прачечный комбинат — 1; столовая на 200 мест; студия звукозаписи – 1; методический кабинет -2;  медицинский пункт -1; танцевальный зал – 1; тренажёрный зал – 1; спортивное оборудование и инвентарь.
  Учебные пособия, инвентарь: музыкально-звуковое оборудование —  2 комплекта; микрофоны – 4 шт.;  световое оборудование – 1 компл.; проектор – 2 шт.; специальная литература и учебники; учебные фильмы; туристическое снаряжение – 10 комплектов.
     Информационное обеспечение
Компьютер – 6 шт., принтер – 6 шт., ноутбук – 2 шт.,  медиа-продукты, компьютерные программы, методическая литература и др. 
      Кадровое обеспечение
      Минимальный штат педагогических сотрудников из расчёта 100 детей:  
— директор лагеря – 1;
— заместитель директора  – 1;
— старшая вожатая – 1;
— воспитатели – 5;
— вожатые – 5;
— инструктор по физической культуре – 1;
— инструктор по туризму – 1;
— музыкальный руководитель – 1;
— педагоги дополнительного образования – 3
   На должность воспитателей и педагогов дополнительного образования принимаются педагоги с высшим и средне-специальным педагогическим образованием. На должность вожатых — студенты педагогических ВУЗов, прошедшие Школу подготовки вожатых, имеющие сертификат. 
 
1.2.       Формы аттестации
  Формы отслеживания и фиксации  результатов
Для отслеживания образовательных результатов проводится тестирование, опрос. Результаты данных  оцениваются по баллам (предлагается 10 балльная система оценки) и оформляются аналитической справкой.
    Для оценки сформированности позитивной мотивация к будущей жизни, профессии проводится анкетирование. Результаты фиксируются в банк данных.
    Оценку психосоматического здоровья воспитанников анализирует врач.
     Оценка показателей физической подготовки, уровня морально волевых
качеств фиксируется в личной зачетной книжке.
   По итогам проведенной смены пишется аналитическая справка, в которой отражается:
-Уровень организации: насколько четко было организовано проведение
смены?
-Содержательная (информационная) насыщенность смены: насколько
интересной, насыщенной была смена по содержанию? Формы подачи —
соответствуют ли они задачам?
-Эмоциональная составляющая смены: вызвала ли работа педагогического
коллектива смены эмоциональный отклик? Захотелось ли сопереживать?
Думать? Спорить? Рассуждать? Работать над собой?
-Включенность детей: насколько активно были включены в проведение
мероприятий дети: проявили активность сами, или пришлось убеждать?
-Качество работы, профессиональный уровень: какие новые (интересные
или забытые) педагогические средства были использованы при проведении
мероприятий? 
     Оценка смены детьми. Это могут быть отзывы в альбомах, в «почте
откровения».
      По окончанию смены все участники смены получат сертификат, свидетельствующий об участии в программе. По итогам проведённых мероприятий и конкурсов победители будут награждены грамотами, дипломами «За лучший результат в звёздной карте», а также за лучший отрядный результат — «Самый звёздный отряд» и «Экипаж с изюминкой».
 
 
Формы предъявления и демонстрации  результатов
    Ежедневно ведется фото- и видео съемка практических занятий, конкурсов, творческих мероприятий. Данные материал используется для создания фильма. Материалы размещаются в альбомах и на сайте МАУ «ОК «Отдых». 
   Демонстрация результатов происходит на мастер-классах, , выставках, соревнованиях, во время проведения КТД и итоговых вечерних линейках, а также на итоговом гала-концерте, с приглашением родителей. 
    Личные результаты фиксируются в Звёздной карте.
 
1.3.      Оценочные материалы
 
     Для выявления результативности и удовлетворенности участия в Программе «Путешествие к звёздам» будут использоваться следующие диагностические методики:
    Предварительная диагностика — проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.
    Методика «живой» анкеты «Давайте познакомимся!»
Цель: изучение интересов и потребностей ребёнка.
    Анкета «Цветок»
Цель: получение первичной информации о ребёнке.
  Методика «Волшебное озеро»
Цель: получение информации о качественных поступках ребёнка через его характеристику.
   Методика «Семь желаний»
Цель: изучение направленности личности.
   Методика«Самый — самый» и анкета «Самооценка»
Цель: изучение самооценки личности.
    Рисуночный тест «Какой я?»
Цель: получение информации о характере ребёнка.
     Текущая  диагностика —  проводится  в основной  период  смены с  целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.
 Предполагаемые диагностики в этот период:
    Мониторинг-карта.
Цель: получение условной оценки степени развития коллектива « на сегодня».
    Методика «Мишень настроения» 
Цель: получение информации о настроении ребёнка.
   Методика «Эмоциональная цветопись».
 Цель: изучение эмоционального самочувствия ребёнка.
     Методика «Градусник».
Цель: выявление эмоционального состояния ребёнка. 
    Методика «Рисунок — образ» и «Рисунок — символ». Цель: выявление эмоционального отношения ребёнка к коллективу.
   Итоговая диагностика — проводится в итоговый период смены, с целью определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности.
    Игра «Чудо — дерево». Рейтинг личностного роста.
 Цель:выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы экипажа в течение всей лагерной смены.
   Методика «Поляна цветов». 
Цель:получение информации об отношении личности к лагерной смене.
   Методика «Строим дом». 
Цель:анализ отражения участия детей в отрядных и лагерных делах.
   Проблемная диагностика — проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации. 
  В течение смены используем следующие методы диагностики:
1.   Опрос
2.     Интервью
3.     Беседа: индивидуальная, групповая, коллективная
4.    Анкетирование:  открытое (с вопросами,  не имеющими сформированных ответов), закрытое (с вопросами, предполагающими несколько вариантов ответов).
5.   Наблюдение:
—    включённое, когда вожатый вместе с детьми выполняет конкретное дело;
—   не включённое , когда вожатый наблюдает за детьми со стороны.
6.  Тестирование:
—     письменное;
—   устное («Цветопись» Лутошкина , определение уровня развития коллектива, определение своего состояния по заданной шкале).
7. Социометрические методы:
—   метод социометрических измерений.
Диагностика необходима на протяжении всей смены .  Описание некоторых методик в Приложении.
 
 
1.4.      Методические материалы
 
Особенности воспитательно-образовательной деятельности.
   Воспитательно-образовательная деятельность по программе «Путешествие к звёздам» — очная. Учебные занятия проходят по расписанию.  
    Модуль «Дерзай» реализуется по индивидуальной образовательной траектории, в соответствии с индивидуальными способностями ребенка. 
    Занятия по модулю «Действуй» по расписанию должны быть либо первыми, либо последними, так как проводятся для ребят старших отрядов.
    Воспитательная деятельность реализуется через участие в сюжетно-ролевой игре «Сквозь Вселенную навстречу приключениям».
     В течение смены каждый отряд является экипажем космического корабля, который должен в течении собрать карту и по ней найти клад. Каждый день экипаж попадает в условия нового мира. В этом мире отряд должен  найти часть карты, ярко, творчески проявить себя, участвуя в мероприятиях и выполняя задания. За творческий подход и качество выполнения задания отряд получает баллы – звёзды. Перед началом вечернего мероприятия, подводятся результаты дня, оглашается рейтинг, который каждое утро вывешивается в столовой. В течение смены ведётся рейтинг количества заработанных звёзд, в конце смены подводятся результаты и выявляется самый «звёздный экипаж». Также можно заработать ещё «изюмную нить» за креативный подход к решению предложенной задачи. Тот отряд, который набирает самое большое количество этих предметов, награждается в номинации «экипаж с изюминкой».
   Игровая цель.
   Каждый отряд к концу смены должен заработать в мероприятиях все части карты и по карте найти подарки.
   Игровые задачи.
1.Участвовать во всех мероприятиях, для возможности получения своего куска карты
2.Стараться стать лучшими в выполнение заданий для получения части карты
3.Подходить к выполнению заданий с творческой стороны и получить как можно больше звёзд и «изюмных нитей».
4.Получить звание «Самого звёздного отряда» или «экипаж с изюминкой»
5.Собрать все куски карты
6.Найти по карте клад
    Легенда.
  В этом месте собрались люди, которые не случайно нашли тайный ход  между параллельными галактиками и попали сюда. Вам посчастливилось, вы попали в экспедицию. Глава этой галактики организовала экспедицию между мирами (которая стартует сегодня вечером). Дело в том, что существует легенда, будто существует V  карт, на которых показаны места с кладом. Но каждая карта разделена на части и спрятана в разных мирах. Главная миссия этой экспедиции — собрать все куски карт и найти клад. Вы стали экипажами кораблей, на которых происходит экспедиция и значит вы участники экспедиции. Экипаж каждого корабля к концу экспедиции должен собрать карту и найти клад. У каждого экипажа есть инструкторы, которые рассказывают экипажу об особенностях и традициях данного мира и где можно поискать часть карты в этом мире. При успешной реализации плана в этом мире, экипаж находит часть карты и может получить несколько звёзд, ПРЕДМЕТ за выполнение заданий. Во время этого экспедиции проводится конкурс на «самый звёздный экипаж» и «экипаж с изюминкой». Чтобы получить это почётное звание, нужно собрать за экспедицию как можно больше звёзд и предметов. О рейтинге экипажей вы сможете узнать во время утренней звёздной перекличке экипажей и в блоке восполнения энергии. Результаты конкурса будут подведены по окончании экспедиции, когда будут найдены клады.
    Корабли каждую ночь меняют своё местонахождение, перелетая из одного мира в другой. У каждого корабля есть маршрут, по которому он переносится из одного мира в другой. Маршрут также находится в блоке получения энергии. Для того чтобы Ваше путешествие было безопасным,  Глава галактики наблюдает за соблюдением всех правил перелётов и взаимодействия. Ваше физическое состояние будет оценивать заслуженный Межгалактический лекарь высшей категории. Счастливого пути, скатертью дорожка и не пуха не пера.
Небольшой звёздный словарь.
— Экипаж – отряд
— Инструктор корабля – вожатый
— Глава Галактики – Директор лагеря
— Межгалактический лекарь – медик
— Блок получения энергии – столовая
— Экспедиция – смена
— Звёздная перекличка – линейка
— Клад – призы и подарки, которые получит каждый отряд.
    Система мотивации.
   Для мотивации деятельности детей вводится конкурс на «Самый звёздный отряд» и «Экипаж с изюминкой». Для наглядности результатов в столовой вывешивается рейтинг отрядов, на котором показана успешность отрядов и лидирующие отряды. Этот рейтинг будет стимулировать отряды к лучшему выполнению заданий. Изменения в рейтинге будут оглашаться на утренней линейке и вывешиваться вечером на рейтинге. Рейтинг будет находиться в столовой.

Алгоритм учебного занятия.
  Построение занятия в соответствии с данным алгоритмом помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Дидактические материалы.
     Дидактические материалы  (тесты, карточки-задания, инструкции по выполнению заданий) разрабатываются в соответствии с темой занятия. 
 
  Дидактические материала для модуля «Дерзай».
Запуск проекта «Космические хроники».
Мастер-класс по сценической речи и сценическому движению. Видеопробы.
План занятия
1.    Актуализация. Вступительное слово воспитателя-руководителя:
– Мы давно мечтаем о своем телевидении. Рано или поздно оно у нас будет. А пока предлагаю «порепетировать»: делать видеоновости для нашего лагеря, демонстрируя их на плазме в фойе школы. Как вы думаете, какие качества, не очень требуемые для корреспондента газеты понадобятся корреспонденту видеоновостей?
Конечно, умение держать себя перед камерой естественно, не волноваться, быстро и ясно говорить текст, непринужденно двигаться. Сегодня этому и будет посвящено наше занятие.
2.    Упражнения-разминка (артикуляционные, дыхательные, для дикции) — 5-7 минут.
3.    Логика речи, интонация (средства логической выразительности, логические паузы, логические ударения, логическая мелодия) – 
Монотонная речь не способна привлечь внимание аудитории
Логическое ударение – выделение наиболее важного слова.
«Что болит?» – спросил доктор.
«Что, болит?» — спросил Вовка с сочувствием.
Интонация – сочетание логических пауз, ударений и мелодии (она придает тексту характерную окраску – лирическую, агрессивную, веселую, таинственную).
«Конкурс актерского мастерства» (изобразить требуемые эмоции с помощью интонации, мимики, движения). Предварительно порепетировать перед зеркалом.
Ну, заяц, погоди! (как солдат в строю)
Красный свет – дороги нет. (испуганно)
От перемены мест слагаемых сумма не меняется. (как директор школы)
Хорошо, что каждый год к нам приходит Новый год! (спросонья, позевывая)
«Жи-ши» пиши через «и». (как солдат в строю)
Сколько в слове гласных букв, столько и слогов (спросонья. Зевая)
Первый раз в первый класс (как маленький ребенок)
Новогодние игрушки, свечи и хлопушки (удивленно)
В лесу родилась елочка. В лесу она росла. (таинственно. Как секрет)
Говорят, под Новый год все всегда сбывается (испуганно)
Ребята, давайте жить дружно! (с угрозой)
Весело, весело встретим Новый год (грустно, жалобно)
Спокойствие, только спокойствие. (испугать, устрашить)
Мама мыла раму (печально)
Шестью восемь – сорок восемь (таинственно, как секрет)
Это я, почтальон Печкин (таинственно. Как секрет)
Камчатка – это полуостров (хвастливо)
У воспитанной собаки нет повода для драки (радостно)
4.    «Непотопляемый журналист»
Иногда корреспондента подводит память, техника, да и просто собеседник отвечает не так, как хотелось бы. Поэтому журналист должен на ходу сориентироваться и тут же сочинить новый текст.
Описание задания. Юнкоры садятся кругом, им дается начало новости. Каждому нужно по фразе дополнить, не теряя общего смысла.
Сегодня, подходя к школе, я увидела на крыльце множество ребят…
5.   Видеопробы.
Юнкорам нужно самостоятельно написать небольшую новость и озвучить ее на камеру. После записи материал отсматривается; дети дают само- и взаимооценку. Затем проба еще раз повторяется и осматривается.
6.   Рефлексия в электронном «Дневнике журналиста».
 
 
    Дидактические материалы для модуля «Думай».
Практическое задание по теме «Туристическое снаряжение»
Заданиеуложить рюкзак, используя предложенные предметы из личного снаряжения туриста. 
Перечень предметов:
— комплект посуды;
— спальный мешок;
— пенополеуритановый коврик;
— сменная обувь;
— предметы личной гигиены: полотенце, зубная щетка, паста, мыло ит.д.;
— смена белья:
— дождевик;
— аптечка;
— штормовка;
— канцелярские принадлежности;
— продуктовый набор.
 Критерии оценки практического задания: задание выполнено без ошибок – 10 баллов.
Штрафные баллы: — неправильно уложен спальный мешок – 1 б, — вещи не упакованы в полиэтиленовые пакеты -1 б, — уложенные вещи при ходьбе гремят- 1 б, — не подогнаны лямки рюкзака – 1 б, — не застегнуты крепления рюкзака — 1 б.

Тест по теме  «ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
Часть А. Общие понятия о местности
1. Местность характеризуется:
а) формой и размерами, пространственным размещением, неровностями земнойповерхности;
б) количественным, качественным составом расположенных на ней объектов;
в) все выше указанное.
2. «Рельеф местности» — это
а) …совокупность неровностей земной поверхности, количество и качество объектов на
ней, природные происхождения на ней;
б) …совокупность неровностей земной поверхности;
в) …совокупность неровностей земной поверхности, количество и качество объектов на ней.
3. «Местными предметами» — называются…
а) рельеф местности;
б) рельеф местности и расположенные на ней объекты природного происхождения ;
в) расположенные на ней объекты природного происхождения и созданные человеком.
4. Топографические элементы местности по признакам и значению
подразделяются:
а) рельеф, почвенно-грунтовый и растительный покров, гидрография;
б) пункты, дорожная сеть;
в) промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты;
г) все выше указанное.
5. В тактическом отношении местность обычно подразделяют на..
а) по степени ее закрытости возвышениями рельефа и местными предметами затрудняющими просматривание местности;
б) по степени пересеченности и изрезанности ее препятствиями, ограничивающими свободу передвижения и маневра войск
в) все выше указанное.
Часть Б. Рельеф местности
1. Неровности рельефа местности бывают:
а) менее значительные по размерам неровности земной поверхности,
б) крупные формы поверхности суши, занимающие сравнительно обширные географические районы;
в) все выше указанное.
2. К формам рельефа относится:
а) гора, котловина, хребет, лощина, седловина;
б) гора, хребет, котловина, водоемы, лощины;
в) гора, хребет, котловина, водоемы, лощины , седловины , ущелья ;
3. К тактическим свойствам скатов относится:
а) крутизна, возвышение, спуск;
б) крутизна, высота, протяженность, направление, заложение;
в) крутизна, высота, протяженность, заложение;
4. Классификация местности по характеру рельефа бывает:
а) равнинная, холмистая;
б) равнинная, горная;
в) равнинная, горная, холмистая.
Часть Б.  Почвенно — грунтовый покров
1. Почвенно — грунтового покрова или грунт — это..
а) название верхнего слоя земной поверхности, с которым непосредственно
соприкасается человек в своей повседневной хозяйственно-строительной деятельности;
б) название верхнего слоя земной поверхности которая изменяется в зависимости от природных условий
в) поверхность земли формируемая не зависимо от деятельности человека.
2. К признакам грунтов относится:
а) физическое состояние;
б) механические свойства, физическое состояние, отношение к воде;
в) механические свойства, физическое состояние, отношение к воде, горному рельефу.
3. По физическому состоянию грунты подразделяются.
а) твердые;
б) твердые, сыпучие;
в) твердые, рыхлые.
4. К пустынно-степной местности относятся:
а) сухие пустыни, полупустыни, степи;
б) пустыни, сухие пустыни;
в) пустыни, сухие пустыни, полупустыни и степи.
5. Определение «болотистой местности
а) относятся участки земной поверхности, почти сплошь или в значительной своей части занятые избыточно увлажненными почвами;
б) относятся участки земной поверхности, в значительной своей части занятые избыточно увлажненными почвами ;
в) относятся участки земной поверхности, сплошь занятые избыточно увлажненными почвами.
6. Болотистую местность подразделяют на:
а) на собственно болота и заболоченные земли;
б) болота, заболоченные участки и заболоченные земли ;
в) на болота и заболоченные земли, увлажненные участки со слоем торфа более 30 см.
7. По условиям водного питания болотистую местность подразделяют:
а) низинные; верховые
б) переходные; низменные
в) низинные, верховые и переходные болота.
Часть В. Леса
1. Определение «леса» —
а) большая площадь земли, заросшая деревьями.
б) площадь земли, заросшая деревьями.
в) земля заросшая деревьями.
2. Леса по форме различают на…
а) одноярусные;
б) одноярусные и многоярусные;
в) одноярусные, двухярусные, трехярусные.
3. По густоте и сомкнутости крон леса разделяют:
а) сплошной, густой, очень густой;
б) сплошной, густой, очень густой, редкий;
в) сплошной, густой, очень густой, редкий, редколесье.
4. По возрасту леса разделяют на:
а) молодой;
б) молодой, жердневый, средневозрастной;
в) молодой или жердневый, средневозрастной, спелый
5. По породе деревьев леса разделяют:
а) лиственные;
б) хвойные, смешанные;
в) лиственные, хвойные, смешанные.
Часть Г. Дороги и населенные пункты
1. Классификация дорог :
а) автострады, шоссе, усовершенствованные шоссе ;
б) автострады, шоссе, грунтовые усовершенствованные шоссе и грунтовые дороги;
в) автострады, шоссе, грунтовые усовершенствованные шоссе и грунтовые дороги,
полевые и лесные дороги, караванные пути и вьючные тропы, пешеходные тропы, зимние
дороги, дороги с деревянным покрытием.
2. Населенные пункты классифицируются на :
а) города;
б) города, поселки ;
в) город , поселки , поселки городского типа.
3 . Поселки подразделяются на:
а) поселки и поселки городского типа;
б) на поселки городского типа, поселки при промышленных предприятиях,
железнодорожных станциях, пристанях ;
в) на поселки городского типа, поселки при промышленных предприятиях,
железнодорожных станциях, пристанях поселки дачного типа и поселки сельского типа.
4. Тактические свойства населенных пунктов зависят от..
а) размеров и расположения;
б) характера планировки и застройки, и также от условий местности на подступах к населенному пункту и внутри него;
в) все, выше указанное.
 
 
Тест по теме «Ориентирование на местности без карты. 
Движение по азимуту»
Часть А. Простейшие способы полевых измерений
1. Способы изучения местности:
а) разведка местности, изучение местности по карте;
б) количественным, качественным составом расположенных на ней объектов;
в) разведка местности, изучение местности по карте, изучение местности по
аэроснимкам.
2.Разведка местности включает:
а) сбор и изучение необходимых данных о местности;
б) сбор и изучение необходимых данных о местности, путем непосредственного ее осмотра и обследования;
в) оба неправильны.
3. Изучение местности по карте:
а). расположенные на ней объекты природного происхождения и созданные человеком;
б) рельеф местности и расположенные на ней объекты природного происхождения ;
в) позволяет заблаговременно и быстро изучать местность в любых условиях независимо от размера участка, его удаления и наличия на нем противника.
4. При изучении местности, визуально предметы кажутся:
а) крупные предметы кажутся ближе мелких, находящихся на том же расстоянии.
б) предметы, видимые резче и отчетливее,
в) оба выражения правильны.
5. Чем меньше промежуточных предметов находится между глазом и наблюдаемым предметом, тем этот предмет кажется ближе, в частности:
а) предметы на ровной местности, определяемые через обширные открытые водные пространства;
б) складки местности (овраги, лощины), пересекающие измеряемую линию при наблюдении лежа;
в) оба выражения правильны.
6. Чтобы повысить точность измерения расстояний шагами, необходимо:
а) натренироваться в ходьбе ровным шагом, особенно в неблагоприятных условиях (на подъемах и спусках, при движении по кочковатому лугу, в кустарнике и т. п.);
б) знать длину своего шага в метрах; она определяется из промера шагами линии, длина которой известна заранее и должна быть не менее 200-300 м;
в) Оба выражения правильные
7. При определении расстояния по времени движения, средняя скорость
рассчитывается:
а) средняя скорость движения походным шагом около 5 км/час, если подъемы и спуски на пути не превышают 5°.
б) средняя скорость движения походным шагом около 5-7 км/час, если подъемы и спуски на пути не превышают 3°.
в) средняя скорость движения походным шагом около 7-8 км/час, если подъемы и спуски на пути не превышают 1-2°.
8. При определении расстояния по звуку и вспышке выстрела :
а) Для приближенного определения расстояний можно считать, что скорость
распространения звука в воздухе примерно равна 240 м/сек, т. е. округленно 1 /км в 2,8 сек.
б) Для приближенного определения расстояний можно считать, что скорость
распространения звука в воздухе примерно равна 330 м/сек, т. е. округленно 1 /км в 3 сек. Свет же распространяется почти мгновенно.
в) Для приближенного определения расстояний можно считать, что скорость
распространения звука в воздухе примерно равна 660 м/ сек, т. е. округленно 1 /км в 6 сек. Свет же распространяется почти мгновенно.
Часть Б. Ориентирование и целеуказание (Без карты)
1. Ориентирование на местности это -:
а) определить свое местоположение и нужное направление движения относительно сторон горизонта;
б) определит нужное направление движения или действий относительно сторон горизонта; окружающих местных предметов и элементов рельефа, а также относительно расположения своих войск и войск противника.
в) оба определения верны
2. Сущность ориентирования составляют элементы:
а) опознавание местности, на которой находишься, по известным ее признакам и ориентирам;
б) определение местоположения (своего, наблюдаемых целей и других интересующих нас объектов отыскание и определение направлений на местности отыскание и определение направлений на местности.
в) а и б
3. Магнитным азимутом называется:
а). горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки (от 0° до 180°) от северного направления магнитного меридиана до определяемого направления;
б) горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки (от 0° до 270°) от северного направления магнитного меридиана до определяемого направления;
в) горизонтальный угол, измеряемый по ходу часовой стрелки (от 0° до 360°) от северного направления магнитного меридиана до определяемого направления.
4. Прямой азимут это-:
а) направления от своей точки стояния на какую-либо другую точку местности.
б) направления от своей точки стояния на север;
в) направления от своей точки на север + 180 0
5. Обратный азимут это -:
а) направления от своей точки стояния «+ 1800» и поправка на север.
б) направления от своей точки стояния на север «– 1800»;
в) прямой азимут «+ 180 0»
6. Для определения (ориентирования) сторон горизонта применяют следующие способы:
а) по Солнцу, часам, Полярной звезде, Луне;
б) местным признакам, муравейникам, траве, коре дерева, моху; церквям (алтарям )
в) А и Б.
Критерии оценки теста: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл: высокий уровень (В) – 40 -35 баллов, средний уровень (С) – 35 — 25 баллов, низкий уровень (Н) – менее 25 баллов
 
 
    Дидактические материалы для модуля «Действуй».
«Мои впечатления от знакомства 
с профессиональными учебными заведениями»

   После встречи с представителем профессионального учебного заведения (ВУЗ, колледж, лицей, техникум и др.) занесите свои впечатления, учитывая следующую систему обозначений:
2 балла – очень заинтересовался
1 балл – немного заинтересовался
0 баллов – не заинтересовался

    Как вы знаете, общественное производство представлено различными видами труда, профессиями (их более 40000). Однако среди них есть такие, которыми занимается большинство, – массовые(сельхозрабочий, строитель, шофер и др.), а есть и такие, которые представлены единицами – редкие (ювелир, настройщик музыкальных инструментов и др.). Это – общественное разделение труда, отражающее социальный заказ на рабочую силу.
Система разделения труда в обществе создает рынок труда. Поэтому профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение. Поэтому, жизненные потребности людей и общества диктуют свои правила выбора профессии – фактор «надо».
 
 
«НАУЧНАЯ ФОРМУЛА  ВЫБОРА ПРОФЕССИИ: 
МОГУ + ХОЧУ + НАДО»

Быть иль не быть? –
Вот в чем вопрос.
                         В. Шекспир
Итак, вам предстоит сделать выбор: из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну – свою, которая, во-первых, может приносить удовлетворение, радость; во-вторых, доступна и посильна; в-третьих, нужна людям и обществу.
В вашем выборе должны соединиться три «начала»: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
Выбор профессии – это оптимальное (лучшее в данных условиях) решение задачи, причем задачи со многими неизвестными, а иногда – приближенными, неверными данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы отнесетесь к задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.
Первое, что надо решить – это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях. В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
— социальный заказ, положение на рынке труда;
—   уровень материального обеспечения семьи;
 —  возможности получения помощи в обучении;
—   условия оплаты труда в данной сфере;
—   местная инфраструктура профессионального образования.
Вторая часть задачи – выбрать ту профессию и специальность, которую вы хотите,определить ее тип, класс, отдел (Я-хочу).
И третья часть выбора – учесть свои возможности (Я-могу):
—   интересы, склонности;
—   успехи в учебе и потенциальные способности;
—   свои сильные и слабые стороны;
—   состояние здоровья.
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается: 
—   на знаниях о мире профессий;
—   на знаниях о выбираемой конкретной специальности;
—   на изучении своих интересов;
—   на изучении своих способностей;
—   на знании своих сильных и слабых качеств;
—   на состоянии своего здоровья;
—   на учете ситуации, на рынке труда;
—   на учете материальных условий семьи.
   Напиши сочинение «Моя будущая профессия». 
 
 
1.1.      Список литературы
 
Основная литература
1.    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: [Электронный ресурс] — URL: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/
2.    Государственная программа «Развитие образования на 2013 — 2020 годы»: [Электронный ресурс] —http://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-22112012-n-2148-r/gosudarstvennaia-programma-rossiiskoi-federatsii-razvitie/
3.    Программа развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи Кемеровской области: [Электронный ресурс] —https://docviewer.yandex.ru/
4.    Программа Туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»: [Электронный ресурс] http://отечестворт.рф/norm/001/039-02.htm
5.   Концепцией развития отдыха и оздоровления детей Кемеровской области: [Электронный ресурс] —http://образование42.рф/documents/33/
6.    Буланов, М. И. Профильный туристско-экологический лагерь [Текст] / М. И. Буланова, Н. А. Буланова // Физическая культура в школе. — 2004. — № 3. — С. 57-63.
7.   Арефьев И.П. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» [Текст]: кн. для учителя / И.П. Арефьев, Т.В. Васильева [и др.]. – 2-е изд. – М: Просвещение, 2000.
8.    Ганюшкина А.В. Дополнительная общеразвивающая программа летней организации отдыха и оздоровления «В стране добрых волшебников»: [Электронный ресурс] /А.В. Ганюшкина – Режим доступа: https://portal.iv-edu.ru/
9.    Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ.[Текст] / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984. С. 13-95.
10.Лопатина И.А., Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г. Методические рекомендации по направлению «Творческое развитие» : [Электронный ресурс] / Лопатина И.А., Сахарова Т.Н., Уманская Е.Г. . — Электрон. дан. — М., 2016. — Режим доступа: https://рдш.рф/
11.Свиридова М.Б. Мастер-класс по сценической речи для педагогов и методистов системы дополнительного образования, руководителей детских театральных коллективов [Электронный ресурс] — http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie
12.Турукин Ю.И. Программа оздоровительно-образовательной деятельности «Радуга детства»: : [Электронный ресурс] / Ю.И. Турукин – Режим доступа: http://www.grandov.ru/
13.Образовательные программы в учреждениях дополнительного образования детей / Сост. Г.П. Лысюк. – Сургут: МОУ ДО «Центр развития образования». [Текст] пособие для учителя /2014. – с.57-68
 
 
  Дополнительная литература
1.    Афанасьев, С. П. Что делать с детьми в загородном лагере / С. П. Афанасьев. – М. : Новая школа, 1994. — 222, [2] с. : ил.
2.    Алиева, Л. В. Летний детский лагерь — уникальное пространство оздоровления и воспитания ребенка / Л. В. Алиева. — (Творческое лето) // Дети, техника, творчество. — 2011. — N 3 (67). — С. 44-45.
3.    Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4. – С. 25-28.
4.    Азбука эффективных форм внеурочной деятельности [Текст] : слов.-справ. / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. –72 с.
5.    Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей [Текст] : метод. пособие / Д. Ш. Багаутдинова, Т. В. Кондикова, И. А. Костева ; под общ. ред. И. А. Костевой. – Ульяновск : Центр ОСИ, 2015. – 36 с.
6.    Крестьянинова, Н.Г. Ступени выбора: Профиль – Профессия [Текст]: уч. пособие для школьников / Н.Г. Крестьянинова, Н.А. Мельчекова. – Киров, 2014.
7.    Яковлев Д. Е. Дополнительное образование [Текст] : словарь-справочник / Д. Е. Яковлев. — М. : Аркти, 2002. — 112 с. 
 
Приложение
 
АНКЕТА(на входе)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы: 
— Твои первые впечатления от лагеря?
— Что ты ждешь от лагеря?
— Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
— В каких делах ты хочешь участвовать?
— Что тебе нравиться делать?
— Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
— Кто твои друзья в лагере? 
 
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
Пожалуйста, напиши также:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
 
ВЫБОР
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
 
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение. 
3. У нас хорошие вожатые.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере.
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
 
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
Если Убольше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же Убольше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
 
МЕТОДИКА ОПРОСНИКА
    Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, в детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. 
При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
   Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
В нашем детском лагере
Мне понравилось
Мне не понравилось
1
1
2
2
И т.д.
И т.д. 
 
 
ИГРА В СЛОВА
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так:
 «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда.»
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди.
 Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. 
Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _________________________.
Наш отряд объединяет _______________  мальчишек и ____________  девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в __________________________________  и нам вместе с ними _______________________________ и __________________________. 
 
 
АНКЕТА(в конце смены)
·              Что ты ожидал (а) от лагеря?
·              Что тебе понравилось в лагере?
·              Что тебе не понравилось?
·              С кем из ребят ты подружился?
·              Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
·              Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
·              Было ли скучно в лагере?
·              Было ли тебе страшно?
·              Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
·              Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
·              Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
·              Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
·              Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?. 
·              Самое важное событие в лагере? Было или оно?
·              Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? 
– Закончи предложения:
Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что………………………………………………………
 
Я надеюсь, что……………………………………………………..
Твое имя, фамилия и автограф на память__________________________________
 
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя____________________________________________________________
1.             Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
2.             Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
3.             Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось … 
4.             Несколько слов о нашем отряде …
5.             Мои впечатления о лагере. 
6.             Если бы я был вожатым, то бы я …
7.             Хочу пожелать нашему лагерю …
8.             Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?